Як-40 "Лирос"
Авторы © К. Г. Удалов, О. В. Шам
Наличие на борту современного авиационного и радиоэлектронного оборудования позволили при минимальной его перекомпоновке и за счет насыщения самолета дополнительным специальным оборудованием и наружными системами контрольно-измерительной аппаратуры расширить сферу применения Як-40, создав на его базе самолет-метеолабораторию Як-40 "Лирос". Он предназначен для исследования атмосферы и облаков в широком диапазоне высот для проведения активного воздействия на облака с целью изучения механизма образования искусственно стимулируемых осадков и отработки методики ввода реагента, а также для осуществления контроля за загрязнением воздушной среды.
На Як-40 "Лирос" установлено дополнительное радионавигационное оборудование (радиовысотомер больших высот РВ-18Ж, связная радиостанция "Ландыш-5", второй индикатор ГР-4 радиолокатора "Гроза-40") и модифицировано под требования летающей лаборатории самолетное переговорное устройство.
В специальном контейнере смонтированы устройства воздействия на облака, они же располагаются на входном трапе. Кроме того, на борту имеется самолетный аэрозольный генератор САГ-1.
В кабине пилотов на штатном месте бортмеханика оборудовано место научного руководителя полетов.
Як-40 "Лирос" создан на базе 32-местного самолета путем переоборудования пассажирской кабины, которая была разделена на два отсека для бортовых аэрологов и вычислительной техники. Багажник самолета приспособлен под установку спецоборудования и размещения ЗИПов к научно-исследовательским приборам.
Во входном трапе вмонтированы аэрозольный генератор САГ-1 и комплект устройства воздействия на облака.
В отсеке для аэрологов установлены четыре стола с рабочими креслами и две аппаратурные стойки с научно-исследовательским оборудованием.
Самолет Як-40 "Лирос" использовался УкрНИИ Госкомгидромета, его бортовой номер СССР-87536.
Источники:
1. К. Г. Удалов, О. В. Шам - Самолет Як-40