Понедельник, 19.11.2018, 10:29




















Як-40 "Шторм"

Авторы © К. Г. Удалов, О. В. Шам



Совместными разработчиками многоцелевого самолёта-метеолаборатории Як-40 «Шторм» являются Высокогорный геофизический институт и Минский авиаремонтный завод № 407 ГА.

Самолёт создан для исследования различных атмосферных явлений и активного воздействия на них.

Он оснащён разнообразными системами контрольно-записывающей аппаратуры, а для воздействия на облака с целью вызывания осадков на нём установлены автоматы сбрасывания противорадиолокационных отражателей АСО-2И, в которых используются патроны со специальным зарядом, содержащим йодистое серебро. На борту установлено четыре автомата с 256 патронами. Пульт управления установлен в салоне самолёта-лаборатории.



Отстрел патронов может производиться как одиночно, так и сериями по 4 или 16 шт. с интервалом 0,3 или 1 с между выстрелами. Перезарядка производится на земле в течение 30—40 мин.

Датчики измерительной и регистрирующей аппаратуры размещены в зоне невозмущённого потока на крыле.

Установленная на борту аппаратура и приборы позволяют определять фазовое состояние, размеры и концентрацию гидрометеоров.

Рабочее место бортаэролога оборудовано приборами для измерения влажности, водности и температуры воздушной среды.

Бортовой номер Як-40 «Шторм» СССР-87992.

Самолёты-лаборатории Як-40, кроме проведения научных исследований, находят практическое применение в работах по решению проблемы оз. Севан.

В частности, использование установленных на самолётах средств активного воздействия на атмосферу позволяет увеличить количество годовых осадков в районе озера. Кроме того, летающие лаборатории широко использовались в Украинском НИИ Госкомгидромета. В результате многолетних исследований разработана оперативная методика рассеивания облаков и туманов. Наряду с проводимыми исследованиями атмосферы и облаков на этих самолётах также выполняются полёты по определению состояния посевов с помощью спектрофотометров, а на основании этого осуществляется прогнозирование урожая.

Считается, что годовой экономический эффект от переоборудования Як-40 в метеолаборатории (с учётом затрат) составляет свыше 227 тыс. руб.


Источники:
1. К. Г. Удалов, О. В. Шам - Самолет Як-40

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES