Вторник, 24.10.2017, 08:48




















РАМЫ НЕБЕСНЫЕ
Вступление
 
Автор © Р. Г. Вениаминов
 
Слово «Рама» в сочетании с командой «Воздух!» прочно вошло в лексикон русского языка в период Великой Отечественной войны. Так на фронте называли немецкий самолёт-разведчик «Фокке-Вульф» ФВ-189. Почти четыре года эта машина мучила советских солдат, вызывая бомбардировщики или артиллерийский огонь на наши позиции. «Рамой» же её называли за характерный силуэт, который невозможно было спутать с другим самолётом. Да и не было на Восточном фронте других подобных машин. Хотелось бы нашим военным иметь такой разведчик, и построили уже после войны наш аналог «рамы», но об этом будет рассказано попозже.

Немецкая «рама» была приоритетной целью для наших истребителей и зенитчиков. Но сбить её было очень нелегко. Хороший обзор для членов экипажа и прекрасная манёвренность нередко позволяли немцам безнаказанно уходить от наших истребителей. Правда, не всегда. В книге А. Табаченко «Покрышкинский авиаполк. Нелакированные боевые хроники» (2012 г.) упоминается случай, когда «раму» сбили две наши «Аэрокобры». Так вот, для этого советским лётчикам понадобилось израсходовать 37 мм снарядов – 55 шт., патронов 12,7 мм – 840 шт., и 7,62 мм – 1200 шт. И при этом немецкому пилоту удалось совершить вынужденную посадку. Потом на «раме» насчитали почти триста пробоин. Этот пример красноречиво говорит о поразительной живучести немецкого самолёта.


Всего с 1940 года (первый полёт в 1938 году) в Германии, Чехословакии и Франции выпустили более 800 самолётов Focke-Wulf FW 189 в нескольких модификациях. Машина представляла собой цельнометаллический 2-балочный моноплан, оснащённый двумя 400-сильными моторами. Экипаж из 3 человек находился в хорошо остеклённой центральной гондоле, имел пулемётное и бомбовое вооружение, а также различное разведывательное и радиооборудование. Простота пилотирования и хорошие лётные характеристики позволяли экипажам «рам» устойчиво лететь на одном двигателе и подолгу «висеть» над линией фронта.

Желание наших лётчиков-истребителей сбить «раму» привело к тому, что в конце войны, а именно 9 мая 1945 года, над Прагой была сбита последняя «рама» той войны. Но, по иронии судьбы, этой «рамой» оказался американский самолёт Локхид Ф-5 «Лайтнинг» (Lockheed F-5 Lightning). Сходство силуэтов (2-моторные, 2-балочные с центральной гондолой) ввело советских лётчиков в заблуждение, да и американский разведчик не был вооружён, так что не смог дать отпор. Зато ранее, тоже в праздник, 7 ноября 1944 года, «Лайтнинги»-истребители P-38 в составе группы из 27 машин штурмовали, возможно по ошибке, колонну советских войск в Югославии, провели воздушный бой с нашими истребителями и сбили три «Яка». Правда существует «патриотическая» версия, что это «Яки» капитана А.И. Колдунова сбили три «Лайтнинга», но документы говорят о другом.

Интересно, что один «Лайтнинг», оставшийся в 1944 году на нашей территории, советским специалистам удалось внимательно изучить. Это была машина P-38L-1 c заводским номером 42-4384 и надписью на носовой части «BLACKIE». Полёты в НИИ ВВС проходили в 1947 году, и большого впечатления, «американец», естественно, уже не произвёл… Еще один «Лайтнинг» с надписью «Pride of Jean» совершил вынужденную посадку в январе 1945 года в Венгрии, на территории занятой советскими войсками.


Именно самолёты «Лайтнинг» стали самыми массовыми «рамами» в истории авиации. Десять тысяч «Молний», разработанных американской фирмой «Локхид» и выпускавшихся в течении всей Второй мировой войны останутся своеобразным рекордом для летательных аппаратов 2-балочной и 2-фюзеляжной схемы. Это более трети из всех построенных «рам», которых начитывается более 26 тысяч за последние сто лет. Рассмотрим эти конструкции.

В словаре русского языка слово «рама» означает четырехугольное или иной формы скрепление из брусьев, балок или планок, в которое вставляется стекло или картина. В авиации в «раму» вставляются фюзеляжи, моторы и лётчики. Это было хорошо заметно на заре самолётостроения, когда аэропланы, не имевшие фюзеляжей, выглядели как летающие этажерки в паутине стоек и расчалок. Ферменная конструкция чаще всего соединяла центроплан с хвостовым оперением, и очень часто две балки, скрепляющие хвост и крыло придавали самолету характерный вид рамы. Примерам несть числа. Это ранние «Фарманы», «Вуазены», «Де Хэвиленды» (а в Роосии «Гаккель V», 1911 г.) и прочие, прочие… Особенно «Фарманы» с земли выглядели характерными прямоугольными «рамами». В принципе, даже первый самолёт братьев Райт имел в плане форму «рамы». Однако и среди этого огромного многообразия конструкций, уже к началу Первой мировой войны появились первые ярко выраженные «рамы»: «Кодрон» (Caudron) G.3 и «Капрони» (Caproni) Ca-1.


 

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES