РАМЫ НЕБЕСНЫЕ
Первая мировая война
Автор © Р. Г. Вениаминов
Во Франции братья Кодрон уже в 1911 году создали конструкцию многоцелевого аэроплана G.3 с коротким фюзеляжем-гондолой, оснащённого мотором с тянущем винтом и ферменной хвостовой частью. С земли этот самолёт выглядел классической прямоугольной «рамой», которая будет впоследствии воспроизведена в десятках конструкций. Самолёт оказался настолько удачным, что выпускался до 1917 года общим «тиражом» в 2450 экз. Развитием этой машины стал бомбардировщик G.4 (1915 г., 1358 экз.). На это раз два мотора были установлены на нижнем крыле, а хвостовые балки стали как бы продолжением мотогондол. Вот вам и будущий «Лайтнинг»!
Но гораздо более убедительнее, чем «Кодроны», выглядели «рамы», созданные в Италии. Д. Капрони построил в 1914 году 3-моторный 2-балочный бомбардировщик Са-1, настолько выдающейся для своего времени схемы, что его развитие под обозначениями Са-2/3/4/5 стало самой массовой серией для тяжёлых самолётов (весом более 3 тонн) периода Первой мировой войны. Выпуск этих самолётов (всего 1150 экз., как вариант – 1243 экз.) закончился уже после войны в 1920-х годах. «Рамы» фирмы «Капрони» строились и во Франции. Для сравнения можно вспомнить, сколько тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец» построили в России – всего 85 «воздушных кораблей»… Кстати, самолеты Капрони стали первыми в истории пассажирскими «рамами» (до 30 пассажиров!), когда после войны бомбардировщики Са.4 переделывались для транспортных перевозок. Большое впечатление на современников оказал пассажирский 5-моторный Са.58 (1920 г.).
Другие попытки в период военного времени создать и внедрить в производство самолёты «рамной» конструкции успехов не имели. В России чётко выраженными «рамами» были 1-моторные самолёты А. Пороховщикова «Би-кок» (2-балочные, 1914 г., 2 экз.) и Д. Григоровича С-2 (2-балочный, 1916 г., 1 экз.), а так же 2-моторные многоцелевые самолёты И. Сикорского С-19 (2-фюзеляжные, 1916 г., 4 экз.) и лёгкие бомбардировщики «Анадва» тип ВХ (2-фюзеляжные, 1916 г., 2 экз.).
В Германии фирма AGO с 1914 года строила небольшой серией 1-моторные 2-балочные бомбардировщики-разведчики серии C (есть только данные по числу выпущенных СII – 15 экз.), а их аналоги Hafeli DH-1 с 1916 года выпускались в Швейцарии (6 экз.). Очень похожий аппарат Otto C1 (1915 г.) поставлялся из Германии в Болгарию в 1916 году (13 экз.). Оригинальной, но не единственной в своем роде осталась конструкция «рамы»-триплана фирмы Siemens-Schuckert D Dr.1 (1917 г.).
В том же году английская фирма Blackburn тоже построила 2-балочный триплан (Triplane). Этот аэроплан был создан на базе истребителя-биплана A.D. Scout (1915 г., 4 экз.). Тогда же начались испытания 2-фюзеляжного 2-моторного 2-поплавкового бомбардировщика этой же фирмы T.B. (9 экз.). За год до этого события английская же фирма White построила первый из трёх 2-фюзеляжных 2-моторных бомбардировщиков Twins. Годом позже компания A.D. подняла в воздух аналогичный бомбардировщик-торпедоносец на поплавках Type 1000 (1915 г.). Союзники англичан, французы построили в 1915 году опытную 2-моторную с толкающими винтами машину на фирме «Вуазен» Voisen type 0 с двумя хвостовыми балками. В 1918 году фирма LaBourdette-Halbronn спустила на воду два оригинальных гидросамолёта H.T. (2-моторные, 2-лодочные трипланы).
А. Фоккер (A. Fokker) попытался в 1915 году использовать схему «рамы» в своем 2-фюзеляжном опытном самолёте М-9/К-1 (1 экз.). Правда, он не соединил хвостовое оперение, и «рама» осталась незакрытой. Такая схема не раз повторялась позднее. Это были 2-фюзеляжные аппараты: почтовый самолёт американский фирмы «Томас-Морз Эркрафт» (Thomas-Morse Aircraft) МВ-4 (1919 г., 4 экз.) и немецкий буксировщик планеров «Хейнкель» (Heinkel) Не 111Z (1941 г., 12 экз.). Хвостовое оперение на обеих машинах не было скреплено, что в плане не давало образ закрытой «рамы».
Американцы с 1911 года до конца войны строили первые «рамные» гидросамолёты Г. Кертисса (G. Curtiss) серии «А» (18 экз.). Англичане на фирме «Шорт» (Short) в 1913 году облетали рамный поплавковый аппарат S.80 (1 экз.), а позднее, в 1917 году создали еще один 2-балочный морской самолёт (A.D. Navyplane), и тоже в единичном экземпляре. Немцы силами фирмы «Дорнье» (Dornier) в 1916 году подняли в воздух огромную 4-моторную летающую лодку Rs-II (1 экз.) с рамным хвостовым оперением. В Италии в 1918 году испытали 2-балочную лодку Macchi M.10.