Суббота, 21.10.2017, 22:35




















РАМЫ НЕБЕСНЫЕ
Вторая мирова война
 
Автор © Р. Г. Вениаминов
 
Война стала важнейшим стимулом развития для главного поставщика воздушных «рам» – авиапрома США. Сразу несколько конструкций от известных фирм «Локхид», «Норт Америкэн», «Нортроп», «Валти», «Хьюз» были созданы за период войны. Самым известным и массовым самолётом стал 2-моторный, 2-балочный истребитель фирмы Lockheed P-38 «Лайтнинг» (Lightning), выпущенный «тиражом» в 10037 экз. (10036, 9942, 9923, 9393 экз. по различным источникам). Первый экземпляр «Молнии» поднялся в воздух за 8 месяцев до начала мировой войны. А производство не прекращалось вплоть до её окончания. «Рама» оригинальной, пожалуй, даже уникальной конструкции, несмотря на весть риск задуманного, оказалась успешной и долгоживущей. В ходе войны «Лайтнинги» стали разведчиками (F-4/F-5), штурмовиками и ночными истребителями. На «Лайтнингах» летали лучшие асы ВВС США, а также самый известный лётчик-писатель Антуан де Сент-Экзюпери (Antoine de Saint-Exupery).


Развитием схемы P-38 стали опытные машины с новыми двигателями – истребитель ХP-49 (1942 г.) и многоцелевая версия XP-58 (1944 г.). Но в данном случае оправдалась поговорка «Лучшее – враг хорошего». Эти самолёты так и не вышли из стадии немногочисленных испытательных полётов. Очень интересным выглядел аналог «Твин Мустанга» (см. ниже). Этот двухместный истребитель сопровождения RP-38 также остался в одном экземпляре.


Повторить успех конструкторов «Локхида» попытались специалисты фирмы «Нортроп» (Northrop). В 1942 году её конструкторы создали первый в мире специализированный ночной перехватчик P-61 «Блэк Видоу» (Black Widow) размером и весом с добрый бомбардировщик. Его схема напоминала «Лайтнинг», но суммарный тираж оказался гораздо скромнее – всего 707 (742) экземпляров. Ещё 36 машин собрали в качестве разведчиков F-15.


Ещё 36 машин собрали в качестве разведчиков F-15. У американцев тогда так случалось – что ни серийная «рама», так весьма оригинальная схема. И до них пытались создать 2-фюзеляжные самолёты, но лишь они довели до ума эту схему. Фирма «Норт Америкэн» (North American), выполняя заказ на дальний истребитель сопровождения, выпустила в 1945 году первый из 273 самолётов P-82 «Твин Мустанг» (Twin Mustang), который являлся оригинальной версией широко известного истребителя Р-51 «Мустанг». Во Второй мировой войне «Близнецы-мустанги» участия не принимали, хотя я отлично помню такие строчки из статьи о «Мустанге» в журнале «Моделист-конструктор» 1960-х годов: «Весной 1945 года японские пилоты (истребители – авт.) в изумлении, не веря глазам своим (не двоится ли?!) разглядывали странную машину, появившуюся над Токио…». Но «не верь глазам своим!». Хотя «Твин Мустанги» всё же летали над Японией (они там базировались), и возможно даже над Токио, но только с 1947 по 1950 гг., а затем они воевали как истребители и штурмовики в небе Южной Кореи, во время гражданской войны на Корейском полуострове.


Еще два типа американских «рам» остались опытными экземплярами. Это самолёты (2 экз.) Г. Хьюза (Hughes) под названиями D-2/D-5/P-73/XA-37 и ХА-11. Эксцентричный миллионер попытался затмить славу «Лайтнинга» своей машиной D-2. В 1943 году «рама» Хьюза, напоминавшая по схеме Р-38, взлетела и, немного полетав, плавно превратилась в дальний разведчик XF-11 Reporter (1947 г., 2 экз.). Несколько лет Хьюз морочил голову заказчику, как и со своим гигантским «Гусем». В результате «рамы» Хьюза так остались опытными экземплярами и примерами американского варианта «освоения» и «распила» госзаказа.


Военную «раму» периода войны построили и на фирме «Валти» (Vultee). Это был опытный экземпляр истребителя XP-54 – 1-моторного, 2-балочного, впервые взле-тевшего в 1943 году. Далее испытательных полетов его история не продолжилась.


«Лайтнинг» не мог остаться незамеченным в авиационных КБ других стран – союзников и противников США. И если в СССР ограничились только проектами и даже макетами 2-балочных и 2-фюзеляжных истребителей, то в странах «Оси» удалось создать летающие экземпляры. В Италии сразу три фирмы занимались разработкой «рамных» самолётов. Правда, надо заметить, что в 1937 и в 1938 гг. итальянцы построили легкие 1-моторные 2-балочные 2-местные самолётики Saiman L.B. и L.B.2. Затем отличился небольшой коллектив фирмы «Нарди» (Nardi). В 1940 году там был создан опытный 2-фюзеляжный самолёт BN-1. Затем к проектам «рам» подключились фирмы «Савойя-Маркетти» и «Капрони». Самолеты S.M.91 и S.M.92 были построены в 1943 году, но далее опытных экземпляров, напоминавших американский «Лайтнинг» и «Твин Мустанг» дело не пошло. Так же не дождался продолжения работ аналогичный S.M.92 самолёт Caproni Ca - 380 Corsaro, остановленный на стадии постройки первой машины.


В том же 1943 году был почти готов опытный экземпляр немецкого 2-фюзеляжного Мессершмитта Bf 109Z, который тоже так и не полетел. «Рама» от фирмы Юнкерс Junkers EF 112 проектировалась с 1942 года (аналог D.23), но итог был такой же. Союзная странам «Оси» Венгрия не осталась в стороне от проектов экзотических «рам»: там братья Мартон вели работы над аналогом самолёта Фоккер D.23 под обозначением Marton XV-01, другое название – RMI-8 (X/V). В 1944 году самолет был возможно готов, но его постигла участь «рамного» «Мессершмитта». А в Японии дело дошло только до макета истребителя Ki-94-I (1944 г.) на фирме Тачикава (Tachikawa). Судьба другой японской «рамы» Manshu Ki-98 осталась неизвестной (сохранился лишь внешний вид на бумаге).


После «фоккеров» G.1 и D.23 еще одна «рама» появилась в Голландии в 1940 году – это был опытный учебно-тренировочный самолёт Де Шелд (De Sheld) S-20 (2-ба-лочный, 1-моторный с толкающим винтом). Затем на его базе был разработан истребитель De Sheld S-21 (1942 г.). В других нейтральных странах были также отмечены попытки создать «рамные» самолёты. В Австрии перед войной построили 1-моторную «раму» с толкающим винтом WNF-16. В Чехословакии её аналог назывался Шкода-Кауба (Skoda-Kauba) SK V6.


Кроме воющих стран серийные «рамы» строились и в нейтральной Швеции. В 1943 году специалисты фирмы SAAB подняли в небо истребитель J-21, первый в истории серийный (299 экз.) самолёт подобный схемы (2-балочный 1-моторный с толкающим винтом). Кроме того, впервые истребитель оснастили катапультой. Уникальность СААБа на этом не закончилась. В 1947 году шведам удалась провести на самолёте хирургическую операцию по пересадке «сердца», создать реактивный вариант J-21R и также внедрить его в серийное производство (60 экз.).


Итак, «рамы» стали реактивными. Но шведы не были первопроходцами в этой области. Их намного опередили англичане. В 1943 году в воздух поднялся опытный истребитель фирмы Де Хэвилленд (de Havilland) DH-100 «Вампир» (Vampire), который стал самой массовой реактивной «рамой» в истории – 4400 экз. (4850 по другим данным). Внешне неказистый «Кровопивец»» был совсем не страшным самолетом, а очень удачной и надёжной конструкцией. Только по лицензии «Вампиров» в разных странах построили более 1000 экз., а служили они в 27 государствах. Развитием данной схемы с одним двигателем и двумя хвостовыми балками стали послевоенные самолёты «Веном» (de Havilland 112 Venom – 1949 г., 754 экз.), а затем в серию пошли 2-двигательные «Си Виксн» (de Havilland 114 Sea Vixen – 1954 г., 140 экз.). В освоении новой реактивной техники очень пригодился учебно-тренировочный вариант «Вампира» (D.H.115 – 1950 г., 911 экз., как вариант – 1127 экз.).


Аналогом «Вампира» выглядела немецкая «рама» фирмы «Фокке-Вульф». В 1944 году проект К. Танка Та-183 (Project VII) Flitzer был уже на стадии постройки, но, как и многие перспективные модели Люфтваффе, так и не дошел до лётных испытаний.


А дело Гроховского, тем временем, продолжало жить и побеждать! Схема транспортно-десантного самолёта рамной конструкции оказалась очень востребованной в Германии. Там фирма «Гота» (Gotha) спроектировала и испытала в 1940 году грузовой (на 20 десантников) 2-балочный планёр Go 242. Трудно поверить, но эти почти полностью деревянные летательные аппараты достигли «тиража» боевых машин – 1528 экз., из них 174 экз. сделали 2-моторными самолётами Go 244. В СССР ответили «Готе» своим аналогичным проектом – «К-Г» (2-балочный, опытный, 20-местный десантный планёр конструктора Л. Курбалы, 1941-1942 гг.). Такой же грузовой аппарат САМ-23 построил А. Москалёв в 1944 году. Еще один опытный планёр «рамной» конструкции был создан в ОКБ О. Антонова: А-40/КТ (крылатый танк Антонова, 1942 г.)


Гораздо более внушительный ответ немцам сделали в США. В 1944 году фирма «Фэрчайлд» (Fairchild) начала испытания грузового самолёта С-82 «Пэкит» (Packet), аналогичной с «Готой» «рамной» схемы. Всего было построено 220 (223, 224) экз. этих машин. С-82 «сыграл главную роль в американскомфильме «ПолетФеникса» (Flight of the Phoenix, 1965 г.). Затем, в 1947 году, в производство был запущен модернизированный вариант Fairchild С-119 «Флаинг Бокскар» (Flying Boxcar) – 1112 (1183, 1185) экз. Эта машина тоже «сыграла» роль, но уже в римейке «Полета Феникса» (2004 г.). Американские транспортные «рамы» показали себя в эксплуатации хорошо, летали долгое время, и в нескольких странах. Очень интересной была машина Fairchild XC-120 (1950 г.), созданная в 1 экз. Её грузовую кабину конструкторы сделали отделяемой.


Ещё две «грузовые» рамы были созданы в годы войны в Англии – это «Дженерал Эркрафт» (General Aircraft) Twin Hotspur – 2-фюзеляжный транспортный планёр (1 экз.) и в Японии – Кокусаи (Kokusai) Ki-105 Ohtori – 2-балочный транспортный мотопланёр (1944 г.). Японская тяжёлая «рама» (максимальный взлетный вес 7,6 т) была создана на базе опытного планёра той же фирмы Ku-7 Manazuru и построена в 9 экз. Чтобы закончить тему зарубежных «рам», созданных в годы Второй мировой войны, расскажем еще и о вертолётах. Австрийский конструктор Ф. Доблхоф (F. Doblhoff) построил и испытал в 1943 году весьма оригинальный вертолёт WNF-342 V-4 (1-моторный, 2-балочный, 4 экз.), который успешно летал и послужил прототипом другому, американскому экспериментальному вертолёту фирмы «МакДоннелл» (McDonnell) XV-1 (1954 г., 2 экз.), установившему в 1955 году мировой рекорд скорости – 322 км/ч.


Завершая главу о «рамах» Второй мировой войны, нельзя не отметить, что в Советском Союзе не ограничились только грузовыми планёрами. Ещё в 1937 году под руководством конструктора В. Беляева началось проектирование 2-моторного самолёта, названного в 1939 году ДБ-ЛК (Дальний Бомбардировщик-Летающее Крыло). Главной особенностью его, кроме самого крыла, стали два фюзеляжа, являющимися продолжениями мотогондол. И хотя в плане схема самолета не давала вид прямоугольной «рамы», автор счёл возможным включить эту машину в список незакрытых «рам». Лётные испытания начались (и закончились) в 1940 году. Но на этом В. Беляев не остановился. Сразу три «рамных» проекта предложил он в тот период. В 1939 году началась проработка экспериментального одномоторного истребителя ЭОИ – 2-балочного с толкающим винтом. К лету 1941 года опытный экземпляр был почти готов, но… Удивительно, что от самолёта остались фотографии! Параллельно с истребителем разрабатывался проект пикирующего бомбардировщика-истребителя ПБИ той же схемы. Так же неосуществлённым проектом остался 2-моторный 2-фюзеляжный одноместный истребитель ОИ (аналог «Твин Мустанга»).


Ещё перед войной Н. Поликарпов предложил проект 2-балочного скоростного истребителя СИ/ЦКБ-21, оснащённого спаренным двигателем с толкающими винтами. В 1940 году проект сменил автора (Г. Бериев) и название (Б-10), а затем, в связи с загруженностью ОКБ Бериева, проект передали В. Болховитинову. С началом Великой Отечественной войны этот проект, уже под названием «И» на стадии постройки, был закрыт. В это же время шла работа над проектом «рамного» 2-моторного пикирующего бомбардировщика-истребителя сопровождения ПБ-ИС 2М-71 конструктора Л. Курбалы (того, что построит рамный планёр К-Г). Ещё более необычным выглядел проект А. Боровкова и И. Флорова: истребитель Д-1 с одним поршневым мотором и двумя воздушно-реактивными двигателями разрабатывался с 1940 года. И не был доведён даже до макета.


«Рамными» истребителями в СССР тогда дело не ограничивалось. Была и попытка создать «рамный» штурмовик. Силами конструкторов А. Архангельского, Г. Можаровского и И. Веневидова в 1940 году возник проект 1-моторного бронированного штурмовика БШ-МВ АМ-38. Дело дошло даже до утверждения макета и постройки опытного образца. Но и его постигал участь всех опытных «рам» того периода. В 1942 году А. Москалёв создал оригинальный лёгкий штурмовик ЛТ (Летающая танкетка), и с тем же результатом. Интересно, что концепция «рамного» штурмовика возродилась в 1948 году, когда конструктор С. Алексеев предложил проект самолёта Ш-218 М-251. И так же был построен макет, и так же отклонён, хотя войны в то время уже не было. Последним аппаратом «рамной» схемы в военные годы стал артиллерийский корректировщик АК конструктора Н. Камова. Проект 2-местного автожира – предтечи всех современных аналогов такого типа – начался в 1940 году. Однако и тут война, видимо, стала причиной его закрытия в 1943 году



 

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES