РАМЫ НЕБЕСНЫЕ
Послевоенные годы
Автор © Р. Г. Вениаминов
После войны интерес к схеме «рамы» у конструкторов не пропал. Правда, в мирное время о больших заказах приходилось только мечтать. Серийными «рамными» машинами стали только транспортные и частные самолёты. Во Франции в 1949 году фирма «Норд» построила 2-моторный 2-балочный самолёт, аналог американского «Пэкита» – Nord 2500 Noratlas. Тираж его оказался довольно большим – 480 экз. А англичане через 10 лет со своей 4-двигательной «рамой» «Армстронг Уитворт» (Armstrong Whitworth) AW 650 Argosy явно уступили французам по востребованности – всего 76 экз. Но их воздушный «Корабль» стал самой тяжёлой «рамой» в истории – ее максимальный взлётный вес достигал 48 тонн.
Лёгкая туристическая «рама» SUC-10 Courlis (1946 г.) серийно выпускалась во Франции фирмой SECAN. Было построено рекордное количество для такого типа машин – 144 экз. Ещё одна маленькая 1,5-тонная «рама» от фирмы «Фоккер» была создана тоже сразу после войны: 4-местный туристический самолётик F.25 испытали в 1947 году и запустили в серийное производство. Всего изготовили 21 экз., столько же, сколько и его американского довоенного «собрата» Y-1. Больше выпустили аналогичных «рам» в Италии: там фирма Alaparma c 1949 по 1951 год продала 41 экз. самолёта AP.65 Badlo.
Опытных «рамных» машин после войны в мире насчитывалось больше десятка. В США попытались (неудачно) повторить успех европейских конструкторов, и в 1947 году построили две туристические «рамы» Wheelair на фирме Puget Pacifi c. В этом же году начались испытания похожего самолёта Anderson Greenwood AG-14 (6 экз.). В 1949 году в воздух поднялись ещё две лёгкие «рамы» – Trella T-106 Pusher (1 экз.) и Stinson model 106 (1 экз.). Но все они остались невостребованными, так как рынок частных аэропланов в США был переполнен дешёвыми демилитаризованными машинами.
От великих авиационных держав решили не отставать в Польше. Там в 1949 году тоже создали «раму» – учебный мотопланёр H.W.L. Pegaz (2-балочный, 1 моторный, 1 экз.).
А в Советском Союзе, очень далёком от проблем частной авиации, в 1949 году приступили к испытаниям корабельного вертолёта Н. Камова Ка-10 – своеобразной опытной «рамы» из 2 баллонов и 2-килевого оперения (4 экз.). Затем была построена войсковая серия Ка-10М (10 или 15 экз.). Эта машина стала как бы предтечей самого массового классического «рамного» вертолёта в истории – Ка-26 (2-моторный, 2-балочный, 1965 г., 816 экз.), того самого, что стал героем уже забытого фильма конца семидесятых годов «Шла собака по роялю». В том же 1965 году, когда полетел первый Ка-26, в Германии подняли в воздух тоже «рамный» вертолёт с соосными винтами фирмы Wagner Aerocar Rotocar III, который, правда, остался в одном экземпляре.
Через 32 года (1997 г.) небо увидела ещё одна камовская «рама» Ка-226, турбовинтовая, созданная на более высоком технологическом уровне. Построено уже (к 2013 г.) более 50 экз. и сейчас серийное производство продолжается. В строю остаются ещё и Ка-26. В 2012 году в реестре РФ числилось 62 вертолёта-ветерана, из них 18 – в лётном состоянии.
Пожалуй, Ка-226 – это единственная «рама», которую можно увидеть в небе Казани, на родине автора этого текста. На охране общественного порядка в столице Татарстана в 2010 году находился один вертолёт Ка-226 RF-21003 с надписью «Милиция». В 2013 году по ТВ показали, вероятно, уже второй Ка-226 с надписью «Полиция» и номером RF-21014.
Еще одна вертолётная «рама» была создана в США фирмой «Каман» (Kaman). В 1953 году был поднят в воздух первый экземпляр оригинального «рамного» и достаточно массового – 383 экз. (365, 331) геликоптера H-43 «Хаски» (Huskie) (1-моторный, 2-балочный). Эта машина даже поставлялась на экспорт в пять стран мира. И чтобы закончить тему «рамных» вертолётов, надо добавить в этот список очень необычный опытный конвертоплан американца Джея Картера СС1 «Картер-Коптер» (Carter-Copter), который впервые полетел в 1998 году. Заявленная максимальная скорость у этого аппарата была 563 км/ч.
А теперь ещё поговорим об опытных «рамах» послевоенного периода. Французы удивили авиационную общественность сразу шестью «рамами». Это опытный и довольно нелепый 2-двигательный 2-балочный реактивный торпедоносец «Центр» (Сentre) NC-1071 (1948 г.), и его предшественник с поршневыми моторами NC-1070, «Сюд Уэст» (Sud Ouest) SO-8000 Narval – прототип турбовинтового истребителя (1949 г., 2 экз.), учебно-тренировочный реактивный SIPA 200 Minijet (1952 г., 2 экз.), и 2-фюзеляжный самолёт для испытаний двигателей «Фуга» (Fouga) СМ.88-R Gemeaux (1951 г., 2 экз.). Одним экземпляром ограничились лишь с лёгким поршневым штурмовиком «Поте» (Potez) 75 (1953 г.). Где-то рядом с ними встали англичане со своим опытным «Хестон» (Heston) A.2/45 – 2-балочным разведчиком (1947 г.) и югославы с экзотичным реактивным Ikarus 452 (1953 г., 2 экз.). Американцы отличились в 1948 году своими оригинальными, но в единственном числе 2-фюзеляжными аппаратами ЕRCO Twin Ercoupe и «Пайпер» (Piper) Twin Cub.
А потом наступило затишье, если не считать небольшого сельскохозяйственного 1-моторного 2-балочного аппарата «Кингсфорд Смит» (Kingsford Smith) PL.7 образца 1956 года из Австралии. Там же фирма Transavia c 1965 года выпускала ещё один фермерский самолётик PL-12 Airtruk. Две хвостовые балки на нём не скреплялись, но это не помешало построить 118 экз. А в США в 1953 году Л. Брайн (L. Bryan) создал любительский самолёт-автомобиль «Autoplane», традиционной для такого типа конструкции (1-моторный с толкающим винтом, 2-балочный, 3 экз.)
Отдельно нужно остановиться на уникальном аппарате, созданном в Канаде в 1959 году. На базе популярной машины DHC-2 Beaver там была создана её 2-фюзеляжная версия DHC-2ZB TwinBeaver. Авторами проекта были братья-близнецы Deiter и Martin Zwillingsbiber, известные своим оригинальным, но не очень удачным самолетом Не111Z. Deiter попал в советский плен, занимался конструкторской деятельностью, и даже предложил проект 2-фюзеляжного Ан-2. Когда его отпустили на родину, Дитер нашёл брата в Канаде, переехал к нему, и там они вновь попытались создать 2-фюзеляжный самолет. Однако попытки внедрить эту машину в серию, полёты в США и Англии, к сожалению, не увенчались успехом: было построено всего 5 экз.
Что касается «рамных» аппаратов ОКБ Антонова, то можно вспомнить ещё о двух проектах – 2-моторных самолётах «СКВ» (1951 г.) и «Пчела» (1955 г.), которые послужили основой для известного транспортника Ан-14 обычной конструкции.
В 1960-х годах в серию внедрялись только относительно легкие «рамные» машины. В Италии, как бы вспомнив свою «раму» 10-летней давности Nardi BN-1, в 1952 году испытали и в 1960 году запустили в производство (30 экз.) туристическую летающую лодку Nardi F.N.333 Riviera: 1-моторную и 2-балочную.
В 1962 году в США совершил первый полёт лёгкий автожир Д. Ивановича, который под названием McCulloch J-2 в 1970-годах будет запущен в серийное производство: всего было построено 83 экз. этой изящной машины. Начало боевых действий армии США во Вьетнаме стало отправной точкой для создания в 1965 году широко известного в последствии разведчика/штурмовика North American OV-10 «Бронко» (Bronko) с «тиражом» в 387 экз. (360). Конкурентом «Дикой лошади» был однотипный «Нападающий» фирмы «Конвэр» (Convair) Model 48 «Чаргер» (Charger) (1964 г., 1 экз.). Во Вьетнамской же войне хорошо проявила себя еще одна «рама» – универсальная «Цессна» (Cessna 337) O-2 (544 экз., в 1961 году – первый полёт гражданской версии «Скаймастер» (Skymaster) и в 1967 году – военной). Эти модели также выпускались с 1970 года во Франции фирмой «Реймс» (Reims). С военным прицелом конструировалась транспортная «рама» в Израиле. В 1969 году фирма IAI построила лёгкий (около 7 т.) 2-моторный 2-балочный многоцелевой самолёт IAI-201 Arava. Около 140 экз. (варианты – более 110, 103, 92) было выпущено в гражданском и военном вариантах (модели 101, 201, 102, 202) и поставлено в 15 стран.
В 1970-х годах для «рам» началось затишье. Лишь поляки поразили авиационных специалистов. Решение заменить заслуженный биплан Ан-2 на новую сельскохозяйственную машину вылилось в создание проекта М-15. Сначала, в 1972 году на базе Ан-2 была построена летающая лаборатория PZL Lala-1 с «рамным» хвостовым оперением. А затем в 1974 году в воздух поднялся очень оригинальный самолёт – реактивная «рама»-биплан М-15 Belphegor. Увы, нашим друзьям по социалистическому лагерю не удалось повторить успех Ан-2, всего выпустили 155 этих машин. Однако поляки и на этом не успокоились. И в 1977 году в небо взлетела ещё одна «рама». Ею стал 1-моторный учебно-тренировочный самолёт PZL М-17. Увы, машина осталась прототипом.
В СССР тоже решили отличиться, и в ОКБ В. Мясищева создали необычный самолёт – реактивный 1-двигательный 2-балочный истребитель воздушных зондов, и тоже с названием М-17. В 1978 году его прототип был разбит при первом же испытательном полёте. В 1972 году начались испытания поразительного летательного аппарата – противолодочной вертикально-взлетающей амфибии ВВА-14 конструктора Л. Бартини. Два двигателя, две гондолы и два киля придавали этой машине такой необыкновенный вид, что грех было не включить его в наш список 2-фюзеляжных самолётов.
В 1971 году в США фирма Cessna построила опытную лёгкую «раму» XMC (2 экз.), а в 1973 году Henry Smolinski приступил к испытаниям удивительного аппарата AVE Mizar. Конструктор соединил автомобиль Ford Pinto и «Скаймастер» от «Цессны» (см. выше), было построено два таких гибрида, но сам изобретатель погиб в одном из полётов. Через 32 года там же за океаном был создан ещё один самолёт-автомобиль: конструктор Jesse James в 2005 году поднял воздух крылатый гибрид Panoz Esperante, а через три года на фирме Terrafogia Transition построили очень красивый Flying Car.
Последней «рамой» 1970-х годов оказалась тоже весьма оригинальная конструкция из Великобритании: «Эджли» (Edgley) EA7 Optica впервые полетела в 1979 году, с 1983 по 1990 год было выпущено 21 экз. В начале 1980-х годов началась история, вероятно, самого популярного «рамного» сверхлёгкого самолёта Sadler Vampire: в США и Австралии выпустили более 50 экз. этого «ультралайта». В Испании в 1982 году построили «рамный» автожир AISA GN, правда, в единственном экземпляре.
А история с тяжёлыми «рамами» Мясищева М-17 тем временем продолжалась. В 1982 году взлетела вторая
из трёх опытных машин, потом третья, уже с названием «Стратосфера», и затем на базе истребителя был создан высотный 2-двигательный разведчик М-17Р/М-55 «Геофизика» (с 1988 года построено 4 экз.)
В «застойные» 1980-е годы в СССР с новыми «рамами» стало совсем плохо. В небо поднялся только один такой аппарат, но зато какой! Это была планёрная летающая лаборатория ПЛЛ (1987 г., 1 экз.), которую построил Экспериментальный завод спортивной авиации в Литве из двух фюзеляжей чешских планёров Blanik LAK-16. А в ОКБ Сухого шли работы над проектами необычных «рамных» штурмовиков – Т-710 «Анаконда» и Т-712.
Ну а в новой России было уже совсем не до новых самолётов, тем более до «рам». Но, тем не менее, творческая мысль и скромное финансирование позволили создать и даже поднять в небо несколько типов мирных «рам». В 1992 году НПО «Молния» построило и испытало «раму» на 5 пассажиров «Молния-1» (выпущено к 1996 г. 4 экз.), а ОКБ Яковлева в 1993 году – аналогичный пассажирский самолёт Як-58 (якобы 5 летных экз.). Оба аппарата готовили для большой серии, но… В Интернете нет ни одной фотографии «Яка» в полете. Пассажирскую амфибию на воздушной подушке «Динго», и тоже «раму», в 1992 году также собирались запускать в производство, но далее макета дело не пошло. В это же время, на стадии полноразмерного макета был остановлен проект 2-моторного МиГ-110. Пассажирский самолёт ОКБ Туполева Ту-136 своеобразной «рамной» схемы во второй половине 1990-х годов даже не вышел из стадии модели для проведения аэродинамических испытаний. Только более благополучная в финансовом положении фирма Сухого в 2001 г. создала аналогичный с «МиГом» 2-двигательный 2-балочный пассажирский самолёт Су-80, но и он до сих пор остаётся в единственном экземпляре. Экзотика в виде комбинированного летательного аппарата Белла-1/БАРС (1996 г.) с 2-балочным хвостовым оперением также не получила развития из-за отсутствия денежных средств. Более традиционный самолёт «рамной» конструкции Т-420 «Стриж» предоставил на МАКСе-97 разработчик Хруничев-Авиатехника (2-моторный, созданный из задела «Молний», см. выше).
В США «рамы» тоже строились в единственных экземплярах, однако про них говорил весь авиационный мир! Бёрт Рутан (Burt Rutan) – вероятно последний изобретатель-одиночка в эпоху глобализма создал целый ряд выдающихся конструкций, среди которых были и «рамы»:
1. Rutan Grizzly 1982 г.
2. Rutan Voyager 1984 г.
3. Rutan ATTT 1986 г.
4. Rutan Pond Raicer 1993 г.
5. Rutan Boomerang 1996 г.v
6. Rutan CarbonAero 2000 г.
7. Rutan Bipod 2011 г.
Кроме того, своеобразную «раму» представляет собой Biplane Amsoil Racer, а некоторые 2-балочные и 2-фюзеляжные машины Рутана, такие как ниже перечисленные, имеют вид незакрытых «рам»:
1. Rutan Freewing Scorpion (БЛА) – 1994 г.
2. Rutan Proteus – 1999 г.
3. Rutan WhiteKnight One – 2005 г.
4. Rutan Virgin Atlantic Global Flyer – 2005 г.
5. Rutan ARES Attacker – 2008 г.
6. Rutan WhiteKnight Two 2009 г.
Так же незакрытой «рамой» можно считать изящный 2-фюзеляжный 1-моторный электролёт из Словении Pipistrel Taurus G4 (2011 г.). На базе рутановской машины CarbonAero американская фирма «Адам» (Adam) попыталась вернуть в небо пассажирские «рамы» в виде A500 (2002 г., 7 экз.) и А700 (2003 г., 2 экз.) – винтовые и реактивные. Но, увы, время «рам» для воздушных перевозок, видимо, прошло. Было построено всего 9 экз. Ещё одна «рама» от Рутана полетела в 2010 году: это был разведывательный самолёт Firebird, созданный совместно с Northrop-Grumman и приспособленный для беспилотного режима полёта (БЛА – беспилотный летательный аппарат). Так же разведчиком была 2-моторная «рама» Schweizer RU-36 Twin Condor (1995 г., 5 экз.), лёгкий аналог «Скаймастера». Очень красивыми выглядят 2-моторная «рама» Skycar (2007 г., 1 экз.) итальянской фирмы OMA SUD и 2-местная американская «рама» от ION Aircraft (2007 г.). Не менее эффектна российская «рама» конструктора из Подмосковья С. Игнатьева «Сигма-5» (2010 г.). К 2013 году предполагалось, если ничто не помешает, построить пять экз. этих машин. Есть среди «рам» нового тысячелетия и амфибии. В Канаде конструктор K. Creelman построил в 2004 году весьма оригинальную летающую лодку Aerocat в двух вариантах – 1 и 2-моторном.
Лишь одна пилотируемая «рама» в 21 веке пошла в большую серию. Это франко-польский автожир Xenon фирмы Celier Aviation (первый полёт в 2003 году). По рекламной информации фирмы-изготовителя к 2013 году продано уже более 200 экз. этого сверхлёгкого аппарата. Аналогичный автожир в 2000 году попытались внедрить в серийное производство в США братья Groen, но их аппарат Hawk H4 был построен лишь в 4 экз. Лёгкие винтокрылы сейчас переживают вторую молодость, а опытные «рамные» экземпляры порой поражают своей оригинальностью, как, например, Flying Car PAL-V или Rotor Flight Dynamics L.F.I.N.O.
Незакрытой реактивной «рамой» с небольшой натяжкой можно назвать советский истребитель вертикального взлёта и посадки Як-141 (1987 г. 2 экз.), который имел две развитые хвостовые балки. Эта компоновочная схема впоследствии была использована на новейшем американском истребителе Lockheed Martin F-35 Lightning II (2006 г. более 60 экз. к 2013 г.),
В заключение трудно оставить без внимания весьма впечатляющую 2-балочную опытную конструкцию: южнокорейский экраноплан WSH-500 компании Wingship Technology (2011 г., 1 экз.). Пусть он летит над волнами, но уже почти в небе…
В итоге, за 100 лет насчитывается более 200 «рамных» конструкций (без БЛА и сверхлёгких самоделок), из которых создано в США – более 70 и свыше 40 – в России. Всего же построено более 26 500 летательных аппаратов, которые можно объединить под одним названием – «Рамы» небесные.