РАМЫ НЕБЕСНЫЕ
Послесловие
Автор © Р. Г. Вениаминов
В 21 веке настало время беспилотных «рам». Причем в масштабах весьма впечатляющих. Дело в том, что 2-балочная схема «рамы» с одним мотором и толкающим винтом идеально подошла для размещения разведывательного оборудования. Всё началось, вероятно, в 1980-х годах в Израиле, где очень берегут своих граждан и с удовольствием выпускают в полёт летательные аппараты без драгоценного экипажа. Но рассказ о беспилотных «рамах», в силу их большого количества и разнообразия, требует отдельной статьи. И это уже совсем другая история…
Однако и в настоящее время можно увидеть пилотируемые «рамы» в небесах. На различных авиационных шоу зрители имеют прекрасную возможность любоваться «живыми», то есть летающими «Лайтнингами». Так же в полёте можно увидеть и «Вампиры». Летает перед зрителями даже тяжёлый транспортник «Норатлас». А есть «рамы», которые все ещё (на 2013 год) находятся в эксплуатации: это «Бронко», «Скаймастер» и «Арава». Возможно, ещё не списан последний лётный экземпляр самолёта М-55 «Геофизика». Думается, что пока самая массовая «рама» в 21 веке – это наша, российская. Вертолёт Ка-226 не так давно запущенный в серийное производство, успешно эксплуатируется, и есть надежда, что он дождётся больших заказов в ближайшие годы, повторив долгую и удачную судьбу своего «предка» – Ка-26, который кое-где летает и по сей день.