Ту-124 - пассажирский самолёт для авиалиний малой протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров. Был разработан для замены Ил-14. Двухмоторный низкоплан, с турбовентиляторными двигателями, расположенными в корне крыла, со стреловидными крылом и однокилевым оперением. подробнее чертеж
5 самолетов Ту-124 (3 серии) произведенных на заводе №135 в Харькове в 1961 году
1350301 СССР-45006 Ту-124 Эксплуатантом являлось Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), Внуковский ОАО, 200 ЛО. Поступил 10 мая 1961 года. Зарегистрирован 20 мая 1961 года, как СССР-45006. foto Проходил эксплуатационные испытания и использовался для обучения экипажей ГВФ. В мае 1961 года демонстрировался на выставке авиационной техники в а/п Внуково. foto 12 октября 1962 года передан в ГосНИИ ГВФ. 17 сентября 1966 года передан в ВАУ ГА (г. Ленинград). В 1967 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Найди меня". foto foto 8 января 1971 года передан в Литовское УГА, Вильнюсский ОАО, 277 ЛО. foto Списан 29 июля 1977 года по неудовлетворительному техническому состоянию.
1350302 СССР-45007 Ту-124 Эксплуатантом являлось Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), Внуковский ОАО, 200 ЛО. Поступил 10 августа 1961 года. С данного самолета угол поперечного отрицательного «V» крыла был увеличен с 2,5 градусов до 1. Зарегистрирован 29 августа 1961 года, как СССР-45007. foto 20 марта 1962 года передан в Ульяновскую ШВЛП. 16 марта 1967 года передан в Литовское УГА, Вильнюсский ОАО, 277 ЛО. В 1971 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Синее небо". foto Списан 14 мая 1977 года по неудовлетворительному техническому состоянию.
1350303 СССР-45008 Ту-124 Эксплуатантом являлся ГК НИИ ВВС. Имел регистрационный номер СССР-45008. Поступил на испытания в августе 1961 года. 15 января 1963 года передан в ВВС ПВО СССР. Нанесен бортовой номер "21 синий". Для возможности зарубежных полетов был зарегистрирован 29 декабря 1973 года, как СССР-45099, за 223 ЛО. Свидетельство летной годности отменено 14 апреля 1982 года. Списан.
1350304 СССР-45009 Ту-124 Эксплуатантом являлся ГК СМ СССР по авиационной технике, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. Имел регистрационный номер СССР-45009. foto С сентября 1961 года был задействован для испытаний в ЛИИ им. М. М. Громова. 28 февраля 1964 года передан в ГКАТ (с 2 марта 1965 года МАП) в ЛИИ им. М. М. Громова, п/я 12 (позже В-8759). Зарегистрирован 27 октября 1964 года, как СССР-06185. 31 января 1966 года перерегистрирован, как СССР-48095. Списан 6 августа 1982 года. После списания передан в качестве тренажера в Пермское высшее военное командное училище внутренних войск МВД СССР (ныне Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации). Использовался, как тренажер для тренировки силовых структур для отработки методик штурма самолетов и освобождения заложников. foto location Утилизирован в 1998 году.
1350305 СССР-45010 Ту-124 Эксплуатантом являлось Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), Внуковский ОАО, 200 ЛО. Поступил 21 сентября 1961 года. Зарегистрирован 4 октября 1961 года, как СССР-45010. foto foto 19 января 1965 года передан в ГК СМ СССР по радиоэлектронике (с 2 марта 1965 года МРП), НИЛИЦ, п/я 1929 (с 1972 года НПО "Взлет", п/я А-7541). В 1965 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Дайте жалобную книгу". foto 3 января 1967 года зарегистрирован в МРП, как СССР-45010. Базировался в Жуковском. 23 ноября 1977 года передан в Всесоюзный НИИ Радиоаппаратуры ВНИИРА (г. Ленинград). Базировался на а/д Пушкино. Списан в 1981 году. После списания находился на территории а/д Пушкино и постепенно разбирался. Утилизирован в начале 90х годов.
Источники
1. Справочник "Soviet Transports"
2. Николай Васильев. Наследник "сточетвертой", журнал "Крылья Родины"
3. Владимир Ригмант. Магистральный пассажирский самолет Ту-124, журнал "Авиация и космонавтика", №7 2009 год
4. Архив Олега Черникова
5. Олег Черников - Ту-124: "переходный" лайнер Туполева, журнал "Авиация и Время" №3 за 2020 год