Ту-124 - пассажирский самолёт для авиалиний малой протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров. Был разработан для замены Ил-14. Двухмоторный низкоплан, с турбовентиляторными двигателями, расположенными в корне крыла, со стреловидными крылом и однокилевым оперением. подробнее чертеж
5 самолетов Ту-124 (13 серии) произведенных на заводе №135 в Харькове в 1963-1964 годах.
3351301 СССР-45051 Ту-124В Эксплуатантом являлось Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ, с 15 сентября 1964 года Московское ТУ ГА), Внуковский ОАО, 200 ЛО. Поступил 1 декабря 1963 года. Зарегистрирован 20 ноября 1963 года, как СССР-45051. foto 19 сентября 1969 года передан в Приволжское УГА, Казанский ОАО, 261 ЛО. В 1976 году был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. Списан 27 декабря 1978 года по отработке назначенного ресурса по полетам. В 1981 году установлен, как авиапамятник, в Нижнекамске в ПКиО. foto foto foto foto Использовался как детский кинотеатр. До 1985 года кинотеатр был закрыт. foto foto В 1990е года был разбит фонарь кабины пилотов. В 2000е года были оторваны створки шасси, элероны и обтекатель основных стоек шасси. foto В конце 2006 года был выставлен на продажу. В конце 2006 - в начале 2007 года продан руководством парка атракционов. Утилизирован в 2007 году и сдан на лом цветных металлов. foto
3351302 СССР-45052 Ту-124Б Эксплуатантом являлось Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ, с 15 сентября 1964 года Московское ТУ ГА), Внуковский ОАО, 200 ЛО. Поступил 18 января 1964 года. Зарегистрирован 25 января 1964 года, как СССР-45052. Имел два новых двигателей типа Д-20П-125 с взлетной тягой 5800 кг вместо 5400 кг у Д-20П и удельным расходом топлива 0,815 кг/кг-ч вместо 0,89 у Д-20П. В связи с установкой новых более тяжелых двигателей на самолете были доработаны узлы крепления их к фюзеляжу, противопожарная перегородка, стекатели на фюзеляже с установкой его на амортизацию с заполнением звукопоглощающим материалом, подфюзеляжный щиток, внутренний закрылок со шторкой, зализ мотогондолы с фюзеляжем и с хвостовой частью крыла. С 1966 года по 26 марта 1973 года экспонировался на ВДНХ в Москве. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto Списан 20 июля 1973 года по неудовлетворительному техническому состоянию. Демонтирован и передан, как учебное пособие в Кирсановское АТУ ГА. Утилизирован в начале 80х годов. foto foto foto В 1980 году кабина от самолета была доставлена в Ригу, в Рижский УТЦ, а/п Скулте, для переделки в тренажер КТС Ту-134Б. Тренажер построен не был. В 1990е годы кабина передана в Рижский музей авиации имени Ф. А. Цандера. Находится в запаснике музея. location foto foto foto
4351303 СССР-45053 Ту-124В Эксплуатантом являлась Литовская ОАГ ГВФ (с февраля 1966 года Литовское УГА), Вильнюсский ОАО, 277 ЛО. Поступил 1 марта 1964 года. Зарегистрирован 18 февраля 1964 года, как СССР-45053. 20 ноября 1977 года передан в Приволжское УГА, Казанский ОАО, 261 ЛО. Был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. Списан 27 декабря 1978 года по отработке назначенного ресурса по полетам.
4351304 СССР-45054 Ту-124В Эксплуатантом являлось ТУМВЛ, Шереметьевский ОАО, 207 ЛО. Поступил 10 июля 1964 года. Зарегистрирован 20 июля 1964 года, как СССР-45054. foto 20 сентября 1967 года передан в Грузинское УГА, Тбилисский ОАО, 112 ЛО, а/п Лочини. 28 февраля 1974 года передан в Эстонское УГА, Таллинский ОАО, 141 ЛО, а/п Юлемисте. 10 января 1979 года передан в Приволжское УГА, Казанский ОАО, 261 ЛО. Был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. foto foto foto foto foto Списан 17 апреля 1980 года по отработке межремонтного ресурса.
4351305 СССР-45055 Ту-124В Эксплуатантом являлось Московское транспортное УГА, Внуковский ОАО, 200 ЛО. Поступил 16 января 1965 года. Зарегистрирован 27 января 1965 года, как СССР-45055. foto foto 13 марта 1969 года передан в Белорусское УГА, Минский ОАО, 104 ЛО. foto foto В 1978 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Встречи". foto foto Списан 23 августа 1978 года по отработке назначенного ресурса.
Источники
1. Справочник "Soviet Transports"
2. Николай Васильев. Наследник "сточетвертой", журнал "Крылья Родины"
3. Владимир Ригмант. Магистральный пассажирский самолет Ту-124, журнал "Авиация и космонавтика", №7 2009 год
4. Архив Олега Черникова
5. Олег Черников - Ту-124: "переходный" лайнер Туполева, журнал "Авиация и Время" №3 за 2020 год