Вторник, 19.12.2017, 01:03




















РАМЫ НЕБЕСНЫЕ
Дополнение к «Рамам» небесным 2013 года
 
Автор © Р. Г. Вениаминов

Как и следовало было предполагать, тема «Рам» небесных оказалась бесконечной. Помимо огромного количества проектов, оставшихся на бумаге, расскажем о новых находках среди множества конструкций необычных летательных аппаратов, воплощенных в макеты и увидевших небо.

Начнем «Дополнение» в хронологическом порядке. В годы Первой мировой войны 3-моторные «рамы» Капрони произвели на противников Антанты большое впечатление, их пытались копировать, и один такой аналог построили в Австро-Венгрии. В 1916 году компания Magyar Lloyd подняла в воздух 5-тонную 3-моторную 3-крылую «раму» FJ40.05 Luft kreuzer I (внизу). Крейсировать ей, правда, не пришлось: ограничились одним лётным и двумя недостроенными экземплярами.


В том же году свой первый самолет создал Э. Хейнкель: это была 1-моторная «рама» KF от Hansa Brandenburg (внизу), аналогичная многоцелевым AGO CI/СII, которые и были, в отличие от KF приняты на вооружение.



В России в 1916 году капитан В. Ольховский построил похожий биплан (вверху) – типичную 2-балочную «раму» того периода.


В 1916 году итальянцы создали весьма впечатляющую «раму» SIA 14B – 2-фюзеляжный бомбардировщик (вверху), а в 1919 году 3-моторную летающую лодку Ricci R.1 (внизу).



В США в 1918 году взлетел ещё один интересный «рамный» 2-моторный самолёт Loughead F-1 (вверху). Все эти машины остались в одном экземпляре.

Что касается того времени, следует внести уточнения по самолётам английского конструктора Сэмуэля Уайта (Samuel White), описанных в предыдущем тексте как A.D. Type 1000 и White Twins. Первая «рама» Уайта была построена в 1913 году как 1-моторный поплавковый биплан Seaplane (внизу).


После нескольких удачных машин, он получает заказ из Франции на тяжёлый 2-моторный бомбардировщик. Оригинальный 2-фюзеляжный Twin Landplane (внизу) взлетает в 1915 году, но совершает аварийную посадку.


Ему на смену Уайт построит три бомбардировщика-торпедоносца Twin Seaplanes (1916 г.). Помимо этого, в 1914 году по заказу Адмиралтейства началась работа над гигантским 2-фюзеляжным самолётом AD type 1 Seaplane (взлетный вес 9 тонн, размах крыла 38 метров) конструктора Harris Booth (общее руководство Уайта, первый полет в 1916 году). Всего построено 3 экземпляра этих неуклюжих машин.

Необходимо также ещё раз отметить имя английского конструктора – Х. Бута (Harris Booth), которому принадлежат ранее описанные «рамы» Первой мировой – AD Scout, AD Navyplane и BlackburnTriplane.

И еще одно пояснение, касающееся военных «рам» AGO CI/CII, Otto CI и Hafeli DH-1. Создателями этих самолётов, однотипных, в общем-то машин, были два конструктора: швейцарец A. Haefeli и немец G. Otto, в начале войны работавших совместно в германской авиастроительной компании AGO.

Почти сразу после войны, в 1921 году, вдохновлённые успехом 2-балочной летающей лодки-биплана NС-4 на фирме Кертисс создают ещё одну «раму», на этот раз 2-моторный моноплан-гидроплан-торпедоносец Curtiss CT-1 (внизу). Но время уже было мирное, военные заказы сокращались, и эта интересная машина осталась в одном экземпляре.


И все-таки любили в США «рамы». Наступает 1929 год, и взлетает «рама» фирмы Bellanca TES (внизу) – 2-моторный самолёт, предназначенный для рекордных перелетов. Правда, первый экземпляр вновь остался единственным.


Но в 1932 году уже летает еще одна оригинальная «рама» компании EMSCO конструктора С. Rochevill под названием Arctic Tern (внизу), и вновь не пошедшая в серию.



Вскоре, в 1934 году создана опытная туристическая «рама» Weick W1A (вверху). И это всё, помимо тех «рам», о которых рассказано в предыдущем тексте. После Второй мировой войны будут ещё.


В Европе в этот период «рамами» отметились французы, в лице G. Leroy, построившего в 1934 году «рамный» мотопланёр (вверху), и немцы на фирме Fiesiler, дошедших в 1939 году до полноразмерного макета противотанковой «рамы» Fi 168 (внизу).


Если говорить о 2-фюзеляжных самолетах, то, видимо, нельзя пройти мимо ещё одной немецкой машины – Blohm und Voss BV 141 (первый полёт в 1938 году). Несмотря на то, что всего построено от 26 до 29 экземпляров этих необычных разведчиков (внизу), на фронт они не попали.



Сразу после войны в США вновь вспомнили о «рамах», и фирма Piper в 1945 году создала очередной туристический самолётик PA-7 Sky Coupe (вверху), оставшийся опытным. А полвека спустя, в 2013 году была создана ещё одна автомобильная «рама» Volante Flying Car (внизу).


В 1949 году американским военным предложили оригинальный штурмовик Air Utility AU-18 (внизу). Но экстравагантный вид этого самолёта заказчикам не приглянулся.



В Англии двумя годами ранее конструктор L. Balfour построил на фирме Portsmouth Aviation 2-моторный 2-балочный пассажирский самолёт Aerocar (вверху).


В Турции в 1948 году создали свою маленькую «раму» THK-11 (вверху). А через 40 лет там взялись за переделку американского ультралайта «Вампир» в лёгкий штурмовик A-22 Piranha, а далее в вариант TG-X1 Yarasa (внизу).



Ну, а что в Советском Союзе? В 1932 году конструкторы Г. Заславский и А. Бас-Дубов начали работы над 1-моторной «рамой» ПИ – пушечный истребитель (слева вверху) под безоткатные орудия Курческого, но самолёт так и не построили. Зато в 1942 году в Казани был облетан экспериментальный 2-балочный планёр А. Сенькова «ЛС» (слева внизу), а в 1948 году там же был поднят в воздух классический «рамный» планёр Т-1 конструкторов Г. Бакшаева и Г. Воробьева (справа вверху), предназначенный для десантирования 16 солдат. Остался в проекте 2-балочный 2-моторный штурмовик В. Ильюшина МШ 1942 года, в литературе часто называемый Ил-6/МШ-2 (справа внизу).


В 1976 году в Харьковском авиационном институте построили 2-поплавковый гидроплан ХАИ-31 (вверху).


А 2-баллонные вертолёты Камова Ка-8/Ка-10 стали как бы предтечей 2-поплавковых автожиров из Харькова ХАИ-32 (1978 г., 1 экз., планёр, вверху слева) и ХАИ-33 (1979 г., 2 экз., вверху в центре). В Казани в 1980 году студенты построили аналог ХАИ-32 – КАИ-48 (вверху справа).


Были созданы также самодельные планёры-автожиры А. Сатаровым в 1985 году (вверху слева) и В. Шевченко в 1993 году (вверху справа).


В 1978 году в Прибалтике полетел оригинальный гидроплан-экранолет ЭЛА-01 конструктора Г. Мухамедова (вверху). А в 1987 году Б. Хобутовский продемонстрировал на СЛА-87 в полете свою сухопутную 2-балочную «Тройку» (внизу).



Весьма интересны модели ОКБ Сухого Су-80 в варианте ДРЛО, «засветившиеся» в Китае в 2009 году (вверху). Совсем недавно, в 2013 году начались испытания 2-балочного транспортного экраноплана «Буревестник-24» компании «Небо и море» (внизу).



На Западе самодельщики тоже не дремлют. В 1980 году в США на базе самолёта Bede-5 C. Barlow сделал изящную «раму» Acapella (2 экз., вверху).


В 1981 году там же летал 2-местный мотопланёр Aircraft Designs Inc. ADI Condor (вверху), а в 1983 году впервые взлетела летающая лодка конструктора L. Matanski под названием Airmаster Avalon 680 (внизу).



В 2008 году в небо поднялась красная птичка Colibri от New Horizon (вверху).


Не полетала только Aria от Sam Walker, строившаяся в 1990-х годах (вверху).


Зато как хорош был в 2012 году Song чеха М. Иванова (вверху)… Очень интересна электрическая «рама» того же года Electra Flyer ULS конструктора R. Fishman (внизу)…


В 2014 году активно предлагается покупателям 1-моторная чешская «рама» Sparrow ML фирмы Wolfsberg Letecka Тovarna (внизу). Информации о разработке и производстве пока мало, но фотографии её стали доступны в 2011 году.


На этой же фирме еще в 2002 году подняли в воздух 2-моторную раму Raven 257/Corvus 1F (2 экз., внизу).


Сколько было скептиков у южно-африканского проекта AHRLAC – лёгкого штурмовика от компании Paramount Group (внизу), а эта классическая «рама» 7 августа 2014 года все же совершила свой первый полёт! Так что небесная жизнь «рам» продолжается!


Вот так, год спустя после первого издания «Рам небесных», то есть к концу 2014 года, в список этих замечательных машин прибавилось ещё более четырех десятков!

Этими словами так хотелось завершить «Дополнение», но вскоре прибавились ещё несколько машин.

В предыдущих разделах текста «Рам» было указано на несколько удивительных машин, сочетающих в себе свойства автомобиля и летательного аппарата. Ошибкой будет не рассказать о первом таком гибриде. В 1916 году с США на фирме Кертисс (Curtiss) был создан Autoplane – первый в истории симбиоз авто и аэроплана (внизу). В 1917 году он проходил испытания, совершал пробежки, но в воздух так и не поднялся.


Зато поднялись и успешно летали другие крылатые легковушки, в той же Америке. Теодор Халл (Theodore Hall) смог осуществить мечту автомобилистов: в 1939 году был построен XCP-1 Flying Car – настоящий летающий автомобиль. После войны конструктор смог выпустить еще несколько подобных машин (внизу).


А в завершении темы летающих авто трудно пройти мимо ещё`одного Flying Car, но уже словацкой фирмы AeroMobil конструктора Стефана Клейна (Stefan Klein). В полете (2014 г.) эта машина спереди выглядит совсем как 2-балочная (внизу).



И эта машина смотрится гораздо фантастичнее, чем аэромобиль из фильма о Джеймсе Бонде «Человек с золотым пистолетом» (1974 год, внизу).


Ещё одна машина-мечта, правда, реальная, так и назвалась Eldred Flyers Dream (внизу). Летала она, в единственном экземпляре, в США в 1946 года.



В 1983 году в Канаде впервые взлетела несколько неказистая 2-моторная легкая «рама» Тукан (Toucan). На фирме Canaero Dynamic всего построили более 10 этих «птиц» (вверху). А в США ныне летает другая 2-хвостая «птица» – Пеликан (Pelican). Это в интересах ВМФ Cessna O-2 стала одномоторной, а в носу у неё установили спец. аппаратуру.


«Ультралайты» в США всегда пользовались большой популярностью, поэтому неудивительно, что в 2006 году силами фирмы Advanced Aero была построена ещё одна сверхлёгкая «рама» Sebring (внизу).



Выше уже были показаны несколько типов 2-поплавковых советских автожиров. На Западе это увлечение тоже не осталось без внимания (вверху).

А то, что это дело далеко не безопасное, подтверждается катастрофой польского автожира Girocopter Szponer Twister в 2014 году (внизу). Машина была построена на базе франко-польского аппарата Xenon.


Но жизнь не стоит на месте, и строятся, и будут строиться всё новые и новые воздушные машины, в том числе, без сомнения, и необычные, притягивающие взор, «Рамы» небесные.

А внизу помещены фото еще нескольких, к сожалению, неизвестных машин.







 

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES