Четверг, 25.04.2024, 08:11




















 
Як-40 - советский пассажирский реактивный самолет для местных авиалиний, трёхдвигательный турбореактивный низкоплан с задним расположением двигателей с прямым крылом и однокилевым, Т-образным оперением. Выпускался Саратовским авиационным заводом в 1966-1981 годах. С 1970 года поставлялся на экспорт. подробнее чертеж

РОССИЯ - Центральный федеральный округ

Белгородская область, п. Серетино. Як-40 RA-87550 (9210121) Эксплуатантом являлось УГАЦиА, Брянский ОАО, 189 ЛО. Произведен 31 января 1972 года. Поступил 18 февраля 1972 года. Зарегистрирован 21 марта 1972 года, как СССР-87550. foto В 1992/93 году перерегистрирован, как RA-87550. 21 июня 1995 года передан в а/к "Центр-Юг" в лизинг от Белгородского ГАП. foto foto 23 января 2003 года выведен из эксплуатации, был на хранении в Белгороде. foto foto Налет СНЭ 27124 часа, совершил 17947 посадок; налет ППР 4532 часа, совершил 2379 посадок. Летом 2013 года установлен, как авиапамятник, в Белгородской области, в п. Серетино на территории детской площадки возле кафе-бара "Аист". foto foto foto foto location
 
Брянская область, с. Дятьково, Кадесткий корпус авиации. Як-40 RA-87373 (9410732) Эксплуатантом являлся 235 ОАО, а/п Внуково. Произведен 20 декабря 1973 года. Поступил 5 февраля 1974 года. Зарегистрирован 11 февраля 1974 года, как СССР-87373. 1 июля 1974 года передан УГАЦ, Брянский ОАО, 189 ЛО. В 1992/93 году перерегистрирован, как RA-87373. 31 декабря 1993 года передан в Брянское АП (а/к Бравиа). 3 сентября 1998 года передан в лизинг в а/к "Волга-Днепр". 23 февраля 2001 года возвращен в Брянское АП (а/к Бравиа). Списан 25 декабря 2004 года. Налет СНЭ 29049 часов, совершил 20070 посадок; налет ППР 3581 час, совершил 1972 посадок. Был на хранении в а/п Брянск. В сентябре 2008 года установлен, как экспонат, на музейной линейке авиатехники Дятьковского кадетского корпуса авиации имени Героя Советского Союза И. А. Кашина. foto foto foto

Липецк. Як-40 RA-87986 (9540944) Эксплуатантом являлось УГАЦ, Липецкий ОАО, 275 ЛО. Произведен 27 октября 1975 года. Поступил 12 ноября 1975 года. Зарегистрирован 1 декабря 1975 года, как СССР-87986. foto В 1992/1993 году перерегистрирован, как RA-87986. 19 октября 1993 года передан в а/к "Липецкое АП". 17 февраля 2000 года выведен из эксплуатации, был на хранении в а/п Липецк. Налет СНЭ 21514 часов, совершил 16657 посадок; налет ППР 5057 часов, совершил 4270 посадок. Позже установлен, как авиапамятник возле терминала а/п Липецк. foto foto foto foto location

Липецк, СПТУ-6.Эксплуатант неизвестен. После вывода из эксплуатации был установлен, как памятник, возле СПТУ-6 в г. Липецк. foto Демонтирован и утилизирован.

Москва, ВДНХ. Як-40 СССР-19661 (019) Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ Скорость, КБ Яковлева. Первый прототип. Произведен в июле 1966 года на ММЗ "Скорость". Изначально не имел боковой служебной двери. На самолете имелся аварийный люк для спасения экипажа в критической ситуации. Воздухозаборники среднего двигателя имели прямой срез. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-1966. foto foto С 25 сентября 1966 года проходил заводские испытания. 20 октября 1966 года выполнил две скоростные пробежки и два подлета. 21 октября 1966 года выполнил первый полет (летчик-испытатели А. Л. Колосов, Ю. В. Петров). 28 декабря 1966 года передан на второй этап Государственных совместных испытаний. В 1967 году на самолет нанесли новый регистрационный номер СССР-19661. foto foto foto foto foto На самолете также появилась боковая служебная дверь. 26 мая - 4 июня 1967 года демонстрировался на XXVII Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. foto 9 июля 1967 года участвовал на авиапразднике в Домодедово. foto В 1967-1968 годах проходил Государственные и эксплуатационные испытания. 26 июня 1970 установлен на ВДНХ в Москве в качестве экспоната. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto location В 1972 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Петька в Космосе". foto В 1980 году передан в качестве учебного пособия в МАИ, где был установлен в ангаре №1 (2 зал, корпус №14) кафедры 101 (Проектирование самолетов). foto foto foto foto location

Московская область, Монино, Центральный музей ВВС. Як-40К СССР-87490 (9110117) Эксплуатантом являлось МАП, п/я М-5050, ММЗ "Скорость". Имел цветовую схему Аэрофлота. Произведен в марте 1971 года. Первый полет совершил 17 марта 1971 года (летчик-испытатель Работа). 15 апреля 1971 года передан в МАП. 19 апреля-1 мая 1972 года демонстрировался на авиасалоне в ФРГ в Ганновере. foto Зарегистрирован 5 октября 1971 года, как СССР-87597. 28 мая-9 июня 1975 года демонстрировался на XXXI Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже, с выставочным номером "365". foto foto Списан 11 августа 1975 года. Переделан в прототип Як-40К, пассажирский салон разделён на 2 части. Зарегистрирован 11 августа 1975 года, как СССР-87490. Использовался для презентационных полётов. foto foto foto foto Списан 5 декабря 1980 года. Налет СНЭ 1428 часов, совершил 1006 посадок. 26 января 1981 года совершил последний полет из ЛИиДБ ММЗ "Скорость" в Монино (летчик-испытатель Лягушкин). 26 января 1981 года передан в музей ВВС в Монино. foto foto foto foto foto foto В 2007 году восстановлен и отреставрирован командой под руководством Феликса Сорокина. foto В июле 2012 года вновь покрашен силами КБ им А.С. Яковлева. fotoalbum В настоящее время находится в основной экспозиции музея ВВС в Монино. location

Тамбовская область, Кирсанов, Кирсановское АТУ. Як-40 СССР-87750 (9020511) Эксплуатантом являлось Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО, 157 ЛО. Поступил 17 июня 1970 года. Зарегистрирован 9 июля 1970 года, как СССР-87750. Передан в Кирсановское АТУ ГА (ныне Кирсановский Авиационно-Технический Колледж (КАТК)) в качестве учебного пособия. foto Списан 19 мая 1982 года по износу. Позже установлен, как авиапамятник на территории Кирсановского АТУ, где и находиться в настоящее время. foto foto foto

Ярославская область, Пионерский лагерь им. В. П. Чкалова. Як-40 СССР-87761 (9030612) Эксплуатантом являлось Северное УГА (с 1 января 1973 года Ленинградское УГА), Вологодский ОАО, 385 ЛО. Поступил 17 августа 1970 года. Зарегистрирован 9 сентября 1970 года, как СССР-87761. Списан 31 декабря 1987 года по отработке амортизационного срока службы. После списания установлен, как авиапамятник, в пионерском лагере им. В. П. Чкалова под Ярославлем. foto foto foto Утилизирован в 2000е года.


 
 

 
 
Источники:
1. Cправочник "Soviet Transports"
4. Сергей Комиссаров - Як-40 - реактивный первенец местных авиалиний, журнал "Авиация и Время", №4, 2013 год
5.
 К. Г. Удалов, О. В. Шам - Самолет Як-40

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика