Суббота, 05.07.2025, 07:47





















Хронология основных событий и история создания самолета Ту-144

Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др. «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»

Дата
Событие
Самолеты Ту-144С с двигателями НК-144
12 декабря 1966 г.Решением ВПК № 290 поручено Генеральному конструктору А.Н. Туполеву совместно с ЦАГИ, ЦИАМ и МГА проработать предложения по улучшению летно-технических и экономических характеристик самолета Ту-144. 
30 июня 1967 г.Решение ВПК «О постройке самолетов Ту-144 с улучшенными летно-техническими характеристиками».
Октябрь 1969 г. - январь 1970 г.Передача конструкторской документации серийному заводу (ВАЗу) и в опытное производство на улучшенный вариант самолета Ту-144. Постройка первого экземпляра самолета производилась в кооперации опытного завода и ВАЗа с окончательной сборкой и отработкой самолета в ЖЛИиДБ.
25 июня 1971 г.Методсовет МАП. Решение «О допуске самолета к первому вылету и проведению летных испытаний».
1 июля 1971 г.Первый полет улучшенного (серийного) образца самолета Ту-144 № 01-1, бортовой № 77101
28 июля 1971 г.Решением ВПК № 187 утверждена комиссия по проведению совместных государственных испытаний самолета Ту-144 под председательством А.И.Семенкова, первого заместителя министра гражданской авиации.
Июль 1971 г.Начало заводских и совместных испытаний самолета Ту-144 (испытаниям был подвержен также и опытный образец самолета).
29 марта 1972 г.Первый полет серийного самолета Ту-144 № 01-2, бортовой № 77102, производства ВАЗ. Подключение самолета к программе летных испытаний.
20 сентября 1972 г.Полет самолета Ту-144 № 01-1 по маршруту Москва-Ташкент-Москва. Первая демонстрация серийного образца самолета вне аэродрома «Раменское».
23 апреля 1973 г.Демонстрационный полет самолета Ту-144 (бортовой номер 77102) с представителями СМИ (пресса, радио, телевидение на борту по замкнутому маршруту Москва-Волгоград-Москва на сверхзвуковой скорости. На борту самолета находились и отвечали на вопросы журналистов Генеральный конструктор А.А. Туполев, ведущий инженер по летным испытаниям В.Н.Бендеров, зам. главного конструктора Ю.Н.Попов и другие.
23 мая 1973 г.Полет самолета Ту-144 (бортовой номер 77102) в Париж для участия в XXX авиасалоне в Ле-Бурже.

2 июня 1973 г.

Первый демонстрационный полет Ту-144 в Ле-Бурже.
3 июня 1973 г.Второй демонстрационный полет Ту-144 в Ле-Бурже, закончившийся катастрофой. Временная остановка летных испытаний самолетов Ту-144.
26 ноября 1973 г.Решение Коллегии МАП «О возобновлении испытаний самолетов Ту-144 (после катастрофы 03.06.73 г.) и проведения необходимых мероприятий».
13 декабря 1973 г.Первый полет самолета Ту-144 (бортовой номер 77103 (02-1). Подключение самолетов к летным испытаниям.
1973-1974 гг.Разработка и передача серийному заводу измененной технической документации по конструкции и системам самолета в связи с катастрофой 03.06.73 г. Полностью все изменения вводились с самолета № 05-1.
16 июня 1974 г.
Первый полет самолета Ту-144 № 02-2, бортовой номер 77104.
26 июня 1974 г.Постановлением Правительства № 533-186 Минавиапром обязывается обеспечить необходимые работы для осуществления начала пассажирских перевозок на Ту-144 в 1975 г.
4-5 сентября 1974 г.Полет Ту-144 по маршруту Москва-Киев-Москва.
5 сентября 1974 г.Демонстрационный полет Ту-144 в а/п Борисполь.
7 октября 1974 г.Полет Ту-144 по маршруту Москва-Баку.
8 октября 1974 г.Полет Ту-144 по маршруту Баку-Ташкент-Баку.
9 октября 1974 г.Полет Ту-144 по маршруту Баку-Москва.
28 ноября 1974 г.Постановлением Коллегии МГА № 31 поручено МВК НЛГС СССР и Госавиарегистру СССР разработать и представить к 1 мая 1975 г. на утверждение «Нормы летной годности СГС», для обеспечения сертификации самолета Ту-144.
6 февраля 1975 г.Полет Ту-144 по маршруту Москва-Ташкент-Москва.
4 марта 1975 г.Первый полет самолета Ту-144 № 04-1, бортовой номер 77106.
28 марта 1975 г.МАП, МГА, ГАР утверждена «Комплексная программа государственных испытаний самолета Ту-144» (№ 1339).
31 марта - 7 апреля 1975 г.Министрами АП (П. Дементьев) и ГА (Б. Бугаев) утверждено решение «О порядке внедрения в эксплуатацию на линиях МГА самолета Ту-144 с двигателями НК-144». Решение включало: порядок и организацию совместных государственных испытаний; техническую характеристику самолета, положение о временных нормах летной годности.
6 мая 1975 г.Утвержден Акт Государственных стендовых испытаний двигателя НК-144А.
28 мая - 9 июня 1975 г.Полет самолета Ту-144 в Париж для участия в XXXI авиасалоне в Ле-Бурже.
9 июля 1975 г.Министрами АП и ГА утвержден «План-график проведения государственных испытаний самолета Ту-144».
20 августа 1975 г.Первый полет самолета Ту-144 № 04-2, бортовой номер 77108
11 сентября 1975 г.Вступили в силу «Временные нормы летной годности сверхзвуковых гражданских самолетов СССР (ВНЛГСС)».
8 декабря 1975 г.Решением ВПК (взамен решения от 28.07.71 г. № 187) утвержден новый состав комиссии по проведению совместных государственных испытаний самолета Ту-144 под председательством И.С. Разумовского - замминистра гражданской авиации.
10 декабря 1975 г.Министрами АП и ГА утверждено решение «О начале и порядке проведения эксплуатационных полетов на самолете Ту-144».
12 декабря 1975 г.Первый полет самолета Ту-144 № 05-1, бортовой номер 77107, серийный образец пассажирских перевозок.
26 декабря 1975 г.Начало эксплуатационных полетов самолета Ту-144 № 04-1 с перевозкой почты и грузов на трассе МГА Москва-Алма-Ата.
29 апреля 1976 г.Первый полет самолета Ту-144 № 05-2, бортовой номер 77109, предназначенного для пассажирских перевозок.
19 августа - 7 сентября 1976 г.МАП, МГА, ГАР утверждена «Программа эксплуатационных испытаний самолетов Ту-144 на трассах МГА».
14 февраля 1977 г.Первый полет самолета Ту-144 № 06-1, бортовой номер 77110, предназначенного для пассажирских перевозок. Последний серийный самолет Ту-144 с двигателями НК-144.
15 мая 1977 г.Завершение государственных испытаний самолетов Ту-144 с двигателями НК-144.
19 августа 1977 г.МАП, МГА, ГАР утвердили решение «О порядке выполнения программы эксплуатационных испытаний самолета Ту-144 на трассах МГА».
13 сентября 1977 г.Министрами АП и ГА утвержден «Акт по результатам совместных государственных испытаний самолета Ту-144 с двигателями НК-144».
13 сентября 1977 г.Приказ министров АП и ГА № 149-223 «О проведении эксплуатационных испытаний самолета Ту-144 с двигателями НК-144. Этим же приказом была утверждена комиссия МАП-МГА по проведению эксплуатационных испытаний самолета Ту-144 под председательством Б.Д.Грубия, замминистра ГА.
30 сентября 1978 г.Госавиарегистр СССР выдал временный сертификат летной годности (№ 02В-004) на самолет Ту-144 с двигателями НК-144.
24 сентября - 22 октября 1977 г.Проведение эксплуатационных испытаний самолета Ту-144.
25 октября 1977 г.Министрами АП и ГА утвержден «Акт по результатам эксплуатационных испытаний самолета Ту-144 с двигателями НК-144».
29 октября 1977 г.Госавиарегистр СССР выдал «Сертификат летной годности типа самолету Ту-144 с двигателями НК-144А».
31 октября 1977 г.Приказ министров АП и ГА № 173-269 «О начале пассажирских перевозок на самолетах Ту-144 с двигателями НК-144А на трассе Москва-Алма-Ата».
1 ноября 1977 г.Первый рейс самолета Ту-144 с пассажирами на борту на трассе Москва-Алма-Ата. Начало регулярной эксплуатации самолета Ту-144.
30 мая 1977 г.Отмена очередного рейса самолета Ту-144 (по указанию Генерального конструктора А.А. Туполева). Временная остановка эксплуатации, оказавшаяся окончательной.
24 августа 1978 г.Приказ министра АП № 329 «О согласовании с МГА и ВВС решения о порядке возобновления МГА эксплуатации самолетов Ту-144 на трассе Москва-Алма-Ата».
2-14 сентября 1978 г.Утверждение МАП, МГА, ГАР, ВВС «Мероприятий по реализации на самолетах Ту-144 № 05-2 и 06-1 до возобновления пассажирских перевозок и рекомендаций комиссии по происшествию на самолете Ту-144 № 06-2».
7 октября 1978 г. - 17 марта 1979 г.Решение МАП, МГА, ВВС (№ 004-20-78) «О проведении доработок самолетов Ту-144 №№ 05-2 и 06-1 в обеспечение их дальнейшей эксплуатации».
12 марта 1981 г.Утверждение Акта комиссии, назначенной приказом министра АП от 10.02.81 г. № 31 «О допуске двигателей НК-144А, топливных систем самолетов №№ 05-2 и 06-1 к дальнейшей эксплуатации при выполнении пассажирских перевозок». Пассажирские перевозки не были возобновлены.
Самолеты Ту-144Д с двигателями РД-36-51А
22 октября 1967 г.Решение ВПК № 362 «О создании для самолета Ту-144 турбореактивного двигателя РД-36-51А (в дальнейшем именуемого «РД»)». Заданы основные характеристики двигателя.  
18 декабря 1968 г.Решение ВПК № «О разработке улучшенного варианта самолета Ту-144 с двигателями «РД».
4 июня 1969 г.Решением ВПК №131 заданы основные ЛТХ самолета Ту-144 с двигателями «РД», сроки завершения проектирования и предъявления самолета Ту-144 с двигателями «РД» на контрольные испытания.
25 июня 1969 г.Министром ГА утверждены дополнительные ТТТ к самолету Ту-144 с двигателями «РД».
26 июля 1974 г.Постановление Правительства № 533-186 «О постройке улучшенного варианта самолета Ту-144 с двигателями «РД» и поставке таких самолетов МГА.
30 ноября 1974 г.Первый полет самолета Ту-144 с двигателями «РД» № 03-1, (бортовой номер 77105). Начало летных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями «РД».
28 ноября 1976 г.Решением ВПК № 312 задана постройка на серийном заводе (ВАЗ) партии из 6 самолетов Ту-144Д с двигателями «РД».
Февраль 1977 г.Проведена Макетная комиссия по кабине экипажа и системам самолета Ту-144Д, отличным от самолета Ту-144 с двигателями НК-144.
1976-1977 гг.Разработка и передача серийному заводу (ВАЗ) комплекта технической документации на измененные конструкцию и системы самолета Ту-144Д по сравнению с самолетом Ту-144.
17-24 марта 1977 г.Министрами АП и ГА (П. Дементьев, Д. Бугаев) утвержден «План-график проведения испытаний самолета Ту-144Д».
27 апреля 1978 г.Первый полет первого серийного самолета Ту-144Д № 06-2, бортовой номер 77111, с двигателями «РД».
18 апреля - 3 мая 1978 г.МАП, МГА, ГАР утвердили «Решение о порядке проведения совместных государственных испытаний самолета Ту-144Д».
23 мая 1978 г.Катастрофа самолета Ту-144Д № 06-2, бортовой номер 77111.
19 февраля 1979 г.Первый полет самолета Ту-144Д № 07-1, бортовой номер 77112.
2 октября 1979 г.Первый полет самолета Ту-144Д № 08-1, бортовой номер 77113.
1978-1979 гг.Проведение заводского этапа летных и сертификационных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями «РД».
31 августа 1980 г.Во время испытательного полета на самолете Ту-144Д № 08-1 на сверхзвуковом режиме произошло разрушение двигателя «РД», повлекшее разрушение отдельных элементов конструкции и систем самолета. Экипаж самолета (КВС Е. Горюнов) благополучно совершил вынужденную посадку на аэродроме ВВС (г. Энгельс).
20 февраля 1981 г.Получено заключение ЛИИ «О соответствии самолета Ту-144Д требованиям ВНЛГСС».
13 апреля 1981 г.Первый полет самолета Ту-144Д № 08-2, бортовой номер 77114.
30 декабря 1980 г.МАП, МГА, ГАР утверждена «Комплексная программа 28 апреля 1981 г. совместных государственных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями «РД».
11 мая 1981 г.МГА утвердило «Акт приемки самолета Ту-144Д с двигателями «РД» на совместные государственные испытания.
27 мая - 2 июня 1981 г.Министрами АП и ГА (И.С. Силаев, Б.П. Бугаев) утверждено «Решение о порядке внедрения в эксплуатацию на линиях МГА сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д с двигателями «РД». Этим же решением утвержден «План-график работ по обеспечению начала пассажирских перевозок на самолете Ту- 144Д».
9 июня 1981 г.Госавиарегистр СССР выдал «Временный сертификат летной годности самолета типа Ту-144Д с двигателями «РД» (№ 11В-144Д).
17-20 июля 1981 гМАП, МГА, ГАР утвердили «Программу эксплуатационных испытаний самолета Ту-144Д на трассах гражданской авиации».
22 июля 1981 г.Приказ министров АП и ГА № 139-181 «О проведении эксплуатационных испытаний самолета Ту-144Д на трассе МГА Москва-Красноярск». Этим же приказом утверждена комиссия по проведению эксплуатационных испытаний, под председательством Б. Грубия, замминистра гражданской авиации.
28 июля 1981 г.Приказ министра АП № 178 «О подготовке к перебазированию самолетов Ту-144Д № 07-1 и 08-2 в аэропорт «Домодедово» для проведения эксплуатационных испытаний на трассе Москва-Красноярск».
12 ноября 1981 г.Разрушение на стенде РКБМ двигателя «РД» при проведении контрольных испытаний. Временная остановка полетов самолетов Ту-144Д с двигателями «РД».
Июль-ноябрь 1982 г.Проведена и выполнена «Программа совместных 1981 г. Государственных испытаний самолета Ту-144Д с двигателями «РД».
«Акт по результатам совместных Государственных испытаний самолета Ту-144Д» был утвержден министрами АП и ГА (И.С.Силаев, Б.П.Бугаев) только 19 апреля 1982 г.
20 января 1982 г.МАП, МГА и ВВС утвердили Решение № 5752-81-090 «О ремонте и выпуске двигателей «РД» (в связи с разрушением комиссионного двигателя «РД» № 1310 12.XI.81).
27 января 1982 г.Указание министра АП № С24/464 «О прекращении на ВАПО производства самолетов Ту-144Д, заканчивая самолетом № 09-1».
1 июля 1983 г.Постановление Правительства СССР № 461-169 «О прекращении работ по самолету Ту-144 и использовании изготовленных самолетов в качестве летающих лабораторий».
13 июля 1983 г.На самолете «101» (Ту-144Д № 08-2 (бортовой номер 77114) установлен мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту L=1000 км с грузом 30 000 кг. Достигнута средняя скорость V= 2031,5 км/ч.
20 июля 1983 г.На самолете «101» установлен рекорд скорости и высоты полета по замкнутому маршруту L=2000 км. Получена скорость Vсp=2012,2 км/ч и высота 18 200 м с грузом 30 000 кг.
4 октября 1984 г.Первый полет самолета Ту-144Д № 09-1, бортовой номер 77115, последнего серийно изготовленного самолета Ту-144.
1985-1986 гг.На самолете Ту-144Д № 09-1 выполнялись тренировочные полеты летчиков-испытателей ЛИИ по программе подготовки к полетам на ВКС «Буран».
1986 г.Доработки самолета Ту-144Д № 08-2 по оборудованию его научно-исследовательской аппаратурой для проведения исследования радиационной обстановки в верхней атмосфере в интересах института медико-биологических проблем.
1987-1988 гг.Выполнение полетов по программе института медико-биологических проблем. Полеты выполнялись по маршрутам: Москва-Нарьян-Мар-Москва; Москва-Ишим-Москва; Москва-Уральск-Гурьев-Шевченко-Москва.
1988-1989 гг.Дооборудование самолета Ту-144Д № 08-2 дополнительной научной аппаратурой под расширенный комплекс атмосферных исследований в интересах институтов Академии наук СССР. В связи с прекращением финансирования работ по теме дооборудование самолета не было завершено и испытания не проводились.
27 февраля 1990 г.Последний полет самолета Ту-144Д № 08-2.
17 июня 1994 г.Подписание контракта с НАСА «О доработках самолета Ту-144Д № 08-2 и проведении комплекса исследований в интересах создания СПС 2-го поколения».
29 ноября 1996 г.Первый полет самолета-летающей лаборатории Ту-144ЛЛ № 08-2.
11 февраля 1998 г.Завершение программы летных экспериментов на самолете-летающей лаборатории Ту-144ЛЛ № 08-2.




Источники
1. Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др. «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах»

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика