АНТ-14 - пассажирский самолёт на 36 мест. По назначению и схеме - дальнейшее развитие самолета АНТ-9. В конструкции его было использовано много частей и деталей от ТБ-3. Самолет имел пять двигателей "Гном-Рон-Юпитер-VI”, типа 9Aq, мощностью по 480 л.с. подробнее чертеж
1 самолет АНТ-14 произведенный на заводе АГОС ЦАГИ в 1930-1931 году
??? АНТ-14 Эксплуатантом являлся АГОС ЦАГИ (КБ Туполева). Макет на 32 пассажирских места. Произведен в октябре 1930 года.
??? СССР-Л1001 АНТ-14 Эксплуатантом являлся АГОС ЦАГИ (с 1931 года ЦКБ ЦАГИ), КБ Туполева. Имел 5 двигателей Gnome-Rhone 9Aq, мощностью 480 л.с. каждый. Произведен 30 июля 1931 года. foto 2 августа 1931 года перевезен на Центральный аэродром. 14 августа 1931 года совершил первый полет (летчик М. М. Громов). foto foto Передан на заводские испытания. foto Зимой 1931/32 года испытывался на лыжном шасси. foto Весной 1932 года закончил проходить заводские испытания. foto foto В мае 1932 года передан в ГУ ГВФ, ВО ВС "Трансавиация". Зарегистрирован 8 мая 1932 года, как СССР-Л1001. foto foto foto 18-21 сентября 1932 года совершил визит в Харьков на а/д Основа (экипаж: командир И. В. Михеев, второй пилот Б. Местон, бортмеханик Матросов). foto foto foto подробнее Во время перелета совершил вынужденную посадку в Туле из-за отказа двигателя. В 1932 году совершал визит в Ленинград. В ноябре 1932 года передан в НИИ ГВФ. 15 декабря 1932 года зарегистрирован, как СССР-Э1001. 17 марта 1933 года передан в Агит-эскадрилью им. Максима Горького. 27 марта 1933 года получил имя собственное "Правда". Зарегистрирован 6 мая 1933 года, как СССР-N1001. foto foto foto foto foto foto foto foto До и после самолета АНТ-20 "Максим Горький" являлся флагманом агит-эскадрильи. Помимо агитационных полетов, совершал прогулочные полеты с пассажирами над Москвой. foto Использовался для групповых парашютных прыжков. foto foto foto Летом 1935 года совершил визит в Харьков на а/д Основа. foto foto подробнее В начале июня 1935 года совершил визит в Иваново (командир В. И. Чулков, второй пилот И. И. Нусберг). 12-15 июля 1935 года совершил визит в Киев, во время празднования 15-летия освобождения города от белополяков (командир Лялин). 18 августа 1935 года открыл воздушный праздник в Тушино. foto foto foto 27 октября 1935 года побывал с дружественным визитом в столице Румынии в г. Бухарест, доставив делегацию Осоавиахима на авиационный праздник. foto foto Для зарубежного полета нанесен регистрационный номер URSS-N1001. foto foto 3 февраля 1937 года совершил последний полет (пилот В. И. Чулов). Перевез около 40 000 пассажиров. Списан по износу. Позже был установлен, как авиапамятник, в парке им. М. Горького в Москве на Пушкинской набережной. foto foto foto foto Использовался как кинотеатр. Утилизирован в годы Великой Отечественной войны до 1943 года. Вероятнее всего причиной демонтажа и утилизации самолета было решение провести в этой зоне Парка выставку трофейного вооружения (работала в 1943-1948 годах)
В феврале 1932 года ГУ ГВФ заказало 50 самолетов АНТ-14 в версии с четырьмя двигателями М-34. С января по март 1933 года в ГУ ГВФ должен был быть переоборудован опытный вариант под новый двигатель М-34. Из-за загруженности ГУАП НКТП военными заказами, эти планы не были выполнены. В мае 1933 года ГУ ГВФ вновь заказало 60 самолетов АНТ-14 с моторами М-34. АНТ-14 должны были быть поставлены до июля 1935 года. Самолеты должны были обслуживать авиалинии Москва - Свердловск, Москва - Харьков и Москва - Владивосток. Серийное производство планировали развернуть на заводе ГВФ №84 в Подмосковном г. Химки. Первые два АНТ-14 должны были быть сданы заказчику в 1934 году. В 1934 году ГУ ГВФ рассматривался вариант производства АНТ-14 на новом заводе №124 в г. Казань, с выпуском до конца 1935 года серии в 15 машин. Серийного производства самолета АНТ-14 так и не последовало, так как маршрут Москва - Владивосток, для которого разрабатывался данный самолет, в то время не обладал достаточно насыщенным пассажиропотоком. Потребности ГУ ГВФ выполняли самолеты К-5 и АНТ-9.
Разрабатывались военные варианты самолета АНТ-14, которые не имели продолжения. Во время создания пассажирской версии самолета в июле 1931 году, прорабатывался и его бомбардировочный вариант. Бомбардировщик должен был нести 4000 кг бомб, максимальным калибром 500 кг. Оборонительное вооружение бомбовоза составило 10 пулеметов.
В 1933 году был выполнен эскизный проект военного варианта АНТ-14 с четырьмя моторами М-34Р и измененными носовой и хвостовой частью. Самолет был вооружен четырьмя 7,62-мм пулеметами. Самолет предназначался для перевозки солдат, военных грузов и высадки десанта. Мог быть использован в качестве ночного бомбардировщика (бомбы при этом укладывались во внутренние кассеты в бывшем пассажирском салоне) и санитарного самолета (в салоне монтировались многоярусные койки). Серийное производство этого варианта самолета планировали развернуть на заводе №22 в Филях, там же планировали постройку опытного образца с сентября 1933 года.
В Осконбюро ВВС разрабатывался десантный вариант АНТ-14 на 50 парашютистов. Прорабатывался также вариант танкера для дозаправки в воздухе тяжелого бомбардировщика ТБ-4, способного нести дополнительно около 2500 кг топлива.
Все работы по военным вариантам самолета были прекращены после отказа от серийного производства АНТ-14.
Источники:
1. Lennart Andersson - Red Stars 6 - Aeroflot origins (Apali Oy, Sammonkatu 50, 33540 Tampere, Finland)
2. Юрий Смирнов - Единственный и неповторимый. О самолете АНТ-14, журнал "Крылья Родины"
3. Николай Якубович - Правда о "Правде", журнал "Крылья Родины"
4. Справочник Soviet Transports.
5. Ростислав Мараев - Была в Харькове «Правда», журнал "Авиация и Время", 2005 год, спецвыпуск
6. Владимир Котельников - Супербомбовозы Сталина