Як-40 - советский пассажирский реактивный самолет для местных авиалиний, трёхдвигательный турбореактивный низкоплан с задним расположением двигателей с прямым крылом и однокилевым, Т-образным оперением. Выпускался Саратовским авиационным заводом в 1966-1981 годах. С 1970 года поставлялся на экспорт. подробнее чертеж
КАЗАХСТАН
Акмолинская область, Степняк. Як-40 СССР-87749 (9020411) Эксплуатантом являлось МУ СПиМВЛ (с 1971 года УГАЦ), Быковский ОАО, 62 ЛО. Поступил 28 мая 1970 года. Зарегистрирован 9 июня 1970 года, как СССР-87749. foto foto 17 мая 1979 года передан в Актюбинское Высшее Летное Училище ГА (АВЛУГА). foto Списан 16 августа 1988 года по отсутствию стоимости. Позже установлен, как памятник в Казахстане в Акмолинской области в г. Степняк. foto foto foto location
Актобе, аэропорт. Як-40 СССР-87774 (9030913) Эксплуатантом являлось Северо-Кавказское УГА, 1-й Краснодарский ОАО, 2 ЛО, а/п Пашковский. Поступил 24 октября 1970 года. Зарегистрирован 12 ноября 1970 года, как СССР-87774. 6 апреля 1979 года передан в Актюбинское Высшее Летное Училище ГА (АВЛУГА). Списан 25 декабря 1987 года по отработке амортизационного срока службы. После списания установлен, как памятник рядом с а/п Актюбинск (ныне Актобе).
Актобе, музей АВВАУ Як-40 "19 желтый" (9110416) Эксплуатантом являлось Казахское УГА, Семипалатинский ОАО, 256 ЛО, а/п Жана-Семей. Произведен в феврале 1971 года. Поступил 6 апреля 1971 года. Зарегистрирован 26 мая 1971 года, как СССР-87590. 1 апреля 1975 года передан в Актюбинское Высшее Летное Училище ГА (АВЛУГА). Списан 25 декабря 1987 года по отработке амортизационного срока службы. Был установлен, как памятник в г. Актюбинск вблизи территории АВЛУГА. foto В 2000 году на самолете-памятнике был нанесен регистрационный номер UN-87590. foto foto Демонтирован (взамен Як-40 установлен МиГ-27) и перенесен на музейную площадку АВВАУ. Перекрашен в цвета ВВС Казахстана. Нанесен бортовой номер "19 желтый". foto foto location
Семей, а/п Жана-Семей. Як-40К UN-88259 (9711452) Эксплуатантом являлось Казахское УГА, Семипалатинский ОАО, 256 ЛО, а/п Жана-Семей. Произведен в марте 1977 года. Поступил 15 марта 1977 года. Зарегистрирован 8 апреля 1977 года, как СССР-88259. В 1992/93 году перерегистрирован, как UN-88259. В 1993 году передан а/к "Семей Авиа". foto В 2010 году выведен из эксплуатации и был на хранении в а/п Жана-Семей. foto В сентябре 2011 года был установлен, как авиапамятник, около терминала а/п Жана-Семей. foto foto location
Уральск. Як-40К UN-87955 (9811457) Эксплуатантом являлось Актюбинское ВЛУ ГА. Зарегистрирован 23 мая 1978 года, как СССР-87955. Поступил 1 июля 1978 года.
В 1992/93 годах зарегистрирован, как UN-87955. Передан в собственность Военному Институту сил воздушно обороны. В 1993 году выведен из эксплуатации. Был на хранении в Актобе. foto С 15 июня 2017 года выставлен на продажу через РГП "Казспецэкспорт" МО РК. В 2017 году выкуплен частным предпринимателем. 16-17 сентября 2017 года перевезен из Актобе в Уральск наземным транспортом. foto foto foto foto Был установлен, как авиапамятник, рядом с парком в районе "Хлебзавод". подробнее foto foto foto Внутри самолета запланировано открытие детского кафе.
Усть-Каменогорск, Левобережный ПКиО. Як-40 UN-87492 (9541545) Эксплуатантом являлось Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО, 157 ЛО. Произведен в декабре 1975 года. Поступил 23 января 1976 года. Зарегистрирован 3 февраля 1976 года, как СССР-87492. В 1992 году передан в Казахстан. Зарегистрирован, как UN-87492. Эксплуатировался в а/к "Иртыш-Авиа", позже передан в а/к "Air Kazakhstan". В 2011 году установлен, как экспонат Восточно-Казахстанского этнографического музея в Левобережном ПКиО в г. Усть-Каменогорск, где и находится в настоящее время. foto foto location
Усть-Каменогорск, ПКиО "Металлург". Як-40 UN-87498 (9540146) Эксплуатантом являлось Казахское УГА, Усть-Каменогорский ОАО, 157 ЛО. Произведен 8 января 1976 года. Поступил 12 января 1976 года. Зарегистрирован 22 января 1976 года, как СССР-87498. foto В 1992 году передан в Казахстан. Зарегистрирован, как UN-87498. Эксплуатировался в а/к "Иртыш-Авиа". foto Позже передан в а/к "Air Kazakhstan". foto В 2011 году установлен, как авиапамятник в г. Усть-Каменогорск в ПКиО "Металлург", где и находится в настоящее время. foto
Источники:
1. справочник Soviet Transports
3. сайт "Авиапамятники"