Среда, 09.10.2024, 03:20
Бе-30 - легкий пассажирский самолет, предназначенный для эксплуатации на местных воздушных линиях, на 14 пассажиров. Представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом. Бе-32 модификация самолета на 19 пассажиров, с увеличенной до 2000 кг коммерческой нагрузкой. Бе-30А foto проект самолета на 24 пассажира с фюзеляжем расширенным на 440 мм и удлиненным на 855 мм. подробнее чертеж Самолеты Бе-30 произведенные на ТМЗ в Таганроге в 1967-1970 годах ?? СССР-23166 Бе-30 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Полноразмерный масштабный макет. foto foto foto foto В августе 1966 года предъявлен макетной комиссии. ?? Бе-30 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Планер для статических испытаний. Произведен в 1967 году. В 1967 году прошел статические испытания. ?? Бе-30 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Планер для статических испытаний, проведенных в ЦАГИ. 01 СССР-30 Бе-30 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Изделие «П». Произведен в 1967 году. foto foto foto foto Был построен в варианте с управлением, для одного летчика. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-30. foto Позже в 1967 году на самолет был нанесен новый регистрационный номер СССР-30167. foto foto 8-9 июля 1967 года демонстрировался на авиационной выставке, посвященной 50-летию Советской власти в а/п Домодедово. foto foto foto foto foto foto На самолете были установлены металлические макеты двигателей. Доставлен в Москву из Таганрога и обратно железнодорожным путем. foto В мае 1968 года на самолете установлены двигатели ТВД-10. В мае 1968 года передан на ЛИК для проведения наземных и летных заводских испытаний. foto Первый полет совершил 8 июля 1968 года (летчик-испытатель М. И. Михайлов). foto foto С 30 декабря 1968 года по 1 сентября 1969 года проходил в МГА совместные государственные испытания 1 этапа. 02 СССР-02 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Изделие «2П». Произведен в 1968 году. Был построен в варианте с управлением для одного летчика. Имел нижний аварийный люк в полу пассажирской кабины. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-02. foto Первый полет совершил 10 декабря 1968 года. С 30 декабря 1968 года по 1 сентября 1969 года проходил в МГА совместные государственные испытания 1 этапа. В 1972 году на самолете, впервые в СССР, была установлена трансмиссия, соединяющая двигательные установки. foto foto foto foto ?? Бе-30 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Специальный макет пилотской кабины с двойным управлением и с полным комплектом малогабаритного оборудования. foto 03 СССР-03 Бе-30 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Изделие «ИП». Произведен в 1968 году. Был построен в варианте с двойным управлением. Имел полный комплект малогабаритного оборудования. На самолет был нанесен регистрационный номер СССР-03. foto foto foto foto Передан на испытания в апреле 1969 года. Весной 1969 года на самолет был нанесен новый регистрационный номер СССР-48978. С 25 мая по 10 июня 1969 года демонстрировался на XXVIII Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже, с выставочным номером «826» foto foto foto, выполнив перелет туда и обратно за 24 часа 03 минуты по маршруту : Москва – Вильнюс – Берлин foto – Копенгаген - Амстердам – Париж (летчик-испытатель Ю. М. Куприянов). Позже конвертирован в Бе-32, перекрашен в новую цветовую схему. На самолет был нанесен прежний регистрационный номер СССР-03. foto foto foto foto foto foto После закрытия программы до начало 90х годов находился в разбитом состоянии на территории ТАНТК им. Г. М. Бериева. foto Утилизирован. ?? СССР-30170 Бе-30А Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Полноразмерный масштабный макет. foto foto foto Разработки начались в 1970 году. Модификация самолета на 24 пассажира с фюзеляжем расширенным на 440 мм и удлиненным на 855 мм, с усиленными центропланом крыла и стойками шасси. На самолете планировали установить два двигателя ТВД-10Ф мощностью 1100 л.с. 5 самолетов Бе-30/32 произведенных на ТМЗ в кооперации с заводом № 86 в Таганроге в 1970 году foto ОС0600101 СССР-67205 Бе-30 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Произведен в 1970 году. Зарегистрирован, как СССР-67205. foto По результатам эксплуатационных испытаний в 1971 году был доработан в Бе-32: установлены новые двигатели ТВД-10 с увеличенной мощностью; увеличено количество посадочных мест для пассажиров с 14 до 19 человек; установлены откидывающиеся пассажирские сиденья и складывающийся багажник; установлен всережимный автофлюгер; увеличена максимальная платная нагрузка с 1500 до 2000 кг. foto С октября 1972 года по июль 1974 года проходил испытания по отработке «Норм летной годности гражданских самолетов СССР» (НГЛС СССР). С августа по октябрь 1976 года, в компоновке на 19 мест, проходил сравнительные испытания в ГосНИИ ГА с самолетом Ан-28 по единой программе. подробнее С 1976 года был на хранении на заводском аэродроме в Таганроге. В 1992-1993 годах восстановлен и переоборудован в административно-деловой самолет: установлены два двигателя ТВД-10Б, с реверсными винтами АВ-24АМ; в центроплане установлены четыре мягких топливных бака емкостью 300 л. ; обновлено радиоэлектронное оборудование. Зарегистрирован, как RA-67205. foto Первый полет, продолжительностью 24 минуты, совершил 12 мая 1993 года (летчик-испытатель В. П. Демьяновский, бортмеханик Э. В. Ведель). По программе испытаний в мае 1993 года выполнил 17 полетов с налетом 18 часов. С 5 по 23 июня 1993 года демонстрировался на XL Парижском Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже, с выставочным номером «308» foto foto foto, совершив перелет по маршруту: Таганрог – Киев – Жешув (Польша) – Вена (Австрия) – Штутгарт (Германия) foto – Париж (летчик испытатель В. П. Демьяновский, штурман М. Г. Андреев). С 31 августа по 5 сентября 1993 года демонстрировался на МАКС-1993. foto foto 5-11 ноября 1993 года демонстрировался на авиасалоне «Дубай-93», совершив 3-4 ноября 1993 года перелет по маршруту: Таганрог – Минеральные воды – Красноводск – Тегеран – Дубай (летчик испытатель В. П. Демьяновский, штурман М. Г. Андреев). За время работы авиасалона совершил один тренировочный, один зачетный и три демонстрационных полета. 12 ноября 1993 года совершил обратный перелет по маршруту: Дубай – Тегеран – Минеральные Воды – Таганрог. После перелета при послеполетном осмотре самолета в Таганроге были обнаружены загнутости и забоины на отдельных лопатках первой ступени компрессора левого двигателя. Летом 1995 года переоборудован в вариант Бе-32К с двигателями PK6A-65B фирмы Pratt & Whitney. foto foto foto foto 22-27 августа 1995 года демонстрировался на МАКС-1995. С 10 по 20 мая 1996 года демонстрировался на Международном салоне авиационной техники ILA-96 в Берлине. foto foto В 1996 году демонстрировался на авиасалоне «Геленджик-96». В 1997 году демонстрировался на МАКС-1997. foto foto foto foto В 1998 году демонстрировался на авиасалоне «Геленджик-98». После модернизации планировался к поставке в а/к «Якутия» в срок до 20 апреля 2009 года в лизинг от ФЛК, согласно договора заключенного в июле 2008 года между ФЛК и ТАНТК им Г. М. Бериева. Поставка и модернизация не последовала, договор расторгнут в июле 2010 года. подробнее В настоящее время находится на хранении на территории ТАНТК им Бериева без двигателей. foto foto foto ОС0600102 СССР-67206 Бе-30 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Зарегистрирован, как СССР-67206. foto 2 февраля 1971 года передан в МГА, УГАЦиА, Быковский ОАО для эксплуатационных испытаний. С марта по сентябрь 1971 года проходил эксплуатационные испытания. 19 декабря 1972 года передан в МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). ОС0600103 СССР-67207 Бе-30 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Зарегистрирован, как СССР-67207. 15 марта 1971 года передан в МГА, УГАЦиА, Быковский ОАО для эксплуатационных испытаний. С марта по сентябрь 1971 года проходил эксплуатационные испытания. 16 сентября 1971 года потерпел аварию из-за ошибочных действий бортмеханика. Экипаж не пострадал. Списан 24 января 1972 года по причине летного пришествия. ОС0600104 СССР-67208 Бе-30 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Зарегистрирован, как СССР-67208. foto 2 марта 1971 года передан в МГА, УГАЦиА, Быковский ОАО для эксплуатационных испытаний. С марта по сентябрь 1971 года проходил эксплуатационные испытания. 19 декабря 1972 года передан в МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). ОС0600105 СССР-67209 Бе-30 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Произведен в декабре 1970 года. Зарегистрирован, как СССР-67209. foto foto foto foto По результатам эксплуатационных испытаний в 1971 году был доработан в Бе-32 foto : установлены новые двигатели ТВД-10 с увеличенной мощностью; увеличено количество посадочных мест для пассажиров с 14 до 19 человек; установлены откидывающиеся пассажирские сиденья и складывающийся багажник; установлен всережимный автофлюгер; увеличена максимальная платная нагрузка с 1500 до 2000 кг; установлен бортовой грузовой люк размером 1300х1400. foto Летом - осенью 1972 года использовался в качестве самолета сопровождения и самолета-эталона для калибровки пилотажно-навигационного оборудования при испытательных полетах вертикально взлетающей амфибии ВВА-14 СССР-19172. С октября 1972 года по июль 1974 года проходил испытания по отработке «Норм летной годности гражданских самолетов СССР» (НГЛС СССР). С августа по октябрь 1976 года, в компоновке на 14 мест, проходил сравнительные испытания в ГосНИИ ГА с самолетом Ан-28 по единой программе. подробнее С 1976 года был на хранении на заводском аэродроме в Таганроге. В апреле 1983 года передан в разобранном виде в Музей ВВС в Монино, где был собран и установлен в основной экспозиции. location foto foto foto foto foto foto
fotoalbum_salon В 1992-1993 годах запчасти самолета использовались для восстановления Бе-32К (з/н ОС0600101). В 1997 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Страна глухих" foto foto foto foto В июле - августе 2012 года восстановлен и покрашен силами ремонтной бригады ТАНТК им Г. М. Бериева. fotoalbum foto В настоящее время выставлен в основной экспозиции под открытым небом в музее ВВС в Монино. foto foto foto foto foto 4 самолета Бе-32КМ запланированных в производстве на ТАНТК им Г. М. Бериева в Таганроге 12320101 Бе-32КМ Планировался к поставке в а/к «Якутия» в лизинг от ФЛК, согласно договора заключенного в июле 2008 года между ФЛК и ТАНТК им Г. М. Бериева. Производство не начато, договор расторгнут в июле 2010 года. подробнее 12320102 Бе-32КМ Планировался к поставке в а/к «Якутия» в лизинг от ФЛК, согласно договора заключенного в июле 2008 года между ФЛК и ТАНТК им Г. М. Бериева. Производство не начато, договор расторгнут в июле 2010 года. подробнее
12320103 Бе-32КМ Планировался к поставке в а/к «Якутия» в лизинг от ФЛК, согласно договора заключенного в июле 2008 года между ФЛК и ТАНТК им Г. М. Бериева. Производство не начато, договор расторгнут в июле 2010 года. подробнее
12320104 Бе-32КМ Планировался к поставке в а/к «Якутия» в лизинг от ФЛК, согласно договора заключенного в июле 2008 года между ФЛК и ТАНТК им Г. М. Бериева. Производство не начато, договор расторгнут в июле 2010 года. подробнее
Самолеты Бе-32/30 с неизвестными заводскими номерами ?? Бе-32 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). 13 февраля 1976 года в день рождения Г. М. Бериева на данном самолете установлены всесоюзные рекорды скороподъемности на высоту 3000 м (2 мин 24, 6 с) и 6000 м (5 мин 17,8 с) (летчик-испытатель Е. А. Лахмостов). ?? Бе-30 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). После 1976 года передан, как учебное пособие в Таганрогские авиационный техникум им. В. М. Петлякова ?? СССР-67204 Бе-32 Эксплуатантом являлось МАП, Таганрогский машиностроительный завод (ТМЗ), п/я В-2141 (ныне ТАНТК им. Г. М. Бериева). Замечен на одной из фотографий. Подробности неизвестны. Вероятнее всего перерегистрированный самолет Бе-32 СССР-03. После проведения государственных испытаний в марте 1971 года самолет был рекомендован в серийное производство, но СССР сделал свой выбор в пользу чехословацкого самолета Let L-410 Turbolet, для поддержания чехословацкой авиапромышленности в рамках Совета экономической взаимопомощи. В 1972 году Совет Министров СССР принял решение о прекращении дальнейших работ по самолету Бе-30. Несмотря на высокие летные качества, серийное производство не стали открывать и отказались от разработки дальнейших модификаций самолета Бе-32. В 1976 году программа была полностью закрыта. Большинство опытных самолетов осело на задворках заводского аэродрома, где постепенно разбирались на запчасти. При втором рождении самолета Бе-32 на рубеже 90-х годов, ему сулили серийное производство и крупные заказы. Во время авиасалона «Дубай-93», а/к «Московские авиалинии» заявила опциум на 50 самолетов Бе-32, но заказа с финансированием так и не последовало. Серийное производство планировалось на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО). Несмотря на переданную техническую документацию, производство на ИАПО так и не начали, из-за тяжелого финансового положения. Серийный выпуск Бе-32К планировали в Таганроге на бывшем заводе №86, АО «Таганрогская Авиация (ТАВИА)». В 2000-х годах вновь ставился вопрос о выпуске Бе-32К, которое планировали развернуть на авиастроительных предприятиях Самары, Казани, Иркутска, Оренбурга. Самолет изъявили желание заказать авиакомпании «Якутия» и «Оренбургские авиалинии». В июле 2008 года ОАО «Финансовая Лизинговая Компания» заключило с ОАО «Таганрогский АНТК им. Г.М.Бериева» договор на поставку пяти Бе-32КМ. В соответствии с этим договором открыто финансирование проекта. Выход первого самолёта этой серии планировался в апреле 2009 года. Первые пять Бе-32МК, включая модернизированный опытный Бе-32 1970 года выпуска, должны были быть предоставлены ФЛК в лизинг авиакомпании «Якутия», но из-за начавшийся «Олимпийской войны» на территории Абхазии и вмешавшейся в военный конфликт Российской Федерации, канадская фирма «Pratt & Whitney» отказалась поставлять авиадвигатели. ФЛК не стала использовать отечественные двигатели ТВД-10Б по ряду технических причин. В итоге в апреле 2009 года ФЛК приняло решение о прекращении переговоров с ТАНТК в отношении поставки самолѐтов Бе-32. В июле 2010 года договор был расторгнут, с последующими судебными разбирательствами. * - следует отдельно отметить, что под обозначением Бе-32 на ТМЗ в разные годы разрабатывались различные другие проекты, такие как: проект военно-транспортного СВВП с ТРД Бе-32 (1965 год) foto; проект военно-транспортного СВВП с поворотными винтами Бе-32 (1965 год) foto; проект военно-транспортного самолета УВП БЕ-32 (1965 год) foto; проект пассажирского самолета КВП Бе-32П (1966 год) foto; проект военно-транспортного СВВП Бе-32 (1967 год) foto foto; проект военно-транспортного СВВП Бе-32 (1968 год) foto foto; проект легкого военно-транспортного самолета ВВП Бе-32 (1969 год) foto; проект легкого военно-транспортного самолета КВП Бе-32 (1969 год) foto foto; проект легкого военно-транспортного самолета КВП с поворотным крылом Бе-32 (1970 год) foto; проекты легких многоцелевых самолетов Бе-32/34/36 (1976 год) foto. В 1990-е годы на ТАНТК им. Г. М. Бериева на базе самолета Бе-32 разрабатывались следующие модификации: проект патрульного самолета Бе-32ПВ (1994 год) foto; проект пассажирского гидросамолета Бе-32П (1999 год) foto. На рубеже 2000х годов на базе самолета Бе-32К разработана его глубокая модернизация проект самолета региональных авиалиний Бе-132МК (2001 год) foto foto. Источники: 1. Архив «АВИКО ПРЕСС» 2. Справочник «Soviet Transport» 2. Г. С. Панатов «Самолеты ТАНТК им Г.М. Бериева 1945-1968» 3. Г. С. Панатов «Самолеты ТАНТК им Г.М. Бериева 1968-2002» 4. А. Заблотский, А. Сальников «Неизвестный Бериев» 5. В. Г. Казашвили «Музей ВВС» |
|