Суббота, 21.10.2017, 15:12





















Ту-114 - дальнемагистральный пассажирский самолёт, с конца пятидесятых годов и до замены его турбореактивным Ил-62 был признанным флагманом ГВФ СССР. Эксплуатировался на линиях большой протяженности. Четырёхмоторный турбовинтовой цельнометаллический моноплан с низко расположенным стреловидным крылом и однокилевым оперением. Турбовинтовые двигатели с двумя соосными четырехлопастными винтами каждый. подробнее чертеж 1

ПАМЯТНИКИ

РОССИЯ

Московская область, Внуково, ВАРЗ-400. Ту-114 СССР-76470 (608431) Ту-114 Эксплуатантом являлось Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), Внуковский ОАО, 206 ЛО. Поступил 7 января 1961 года. Зарегистрирован 5 мая 1961 года, как СССР-76470. foto foto foto foto foto foto foto foto В июне 1961 года демонстрировался на XXIV Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. foto В октябре 1962 года переоборудован в модификацию Ту-114Д. В 1963 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Мечте навстречу". foto foto foto 11 марта 1965 года передан в ТУМВЛ, Шереметьевский ОАО, 210 ЛО. foto foto С 1967 года совместно эксплуатировался с авиакомпанией Японские авиалинии (JAL) для полетов между Японией и Западной Европой, с нанесенным логотипом Японских авиалиний (JAL) и салоном на 105 пассажирских мест. В 1967 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Блондинка из Пекина (La Blonde De Pekin)". foto foto 9 июля 1967 года участвовал в воздушном параде в Домодедово. foto 22 февраля 1968 года передан в Московское транспортное управление ГА (МТУ ГА), Домодедовский ОАО, 206 ЛО. При передаче переоборудован в стандартную схему с салоном на 200 пассажирских мест. 15 сентября 1976 года установлен, как авиапамятник, в Москве во Внуково на территории ВАРЗ-400. location foto foto Списан 30 декабря 1976 года по износу. Использовался как учебный класс для проведения занятий по БЖД и ОТ. fotoalbum В июне 2006 года утилизирован. foto foto Остатки самолета еще наблюдались в июле 2006 года. foto foto foto

Московская область, Домодедово. Ту-114 СССР-76464 (98413) Эксплуатантом являлся ГК СМ СССР по авиационной технике, завод №18 (КуАЗ). Поступил в августе 1959 года. 1 июня 1961 года поступил в Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ, с 15 сентября 1964 года МТУ ГА), Внуковский ОАО, 206 ЛО. Зарегистрирован 30 июня 1961 года, как СССР-76464. foto foto foto foto 1 августа 1966 года передан в ТУМВЛ, Шереметьевский ОАО, 210 ЛО. foto С 1967 года совместно эксплуатировался с авиакомпанией Японские авиалинии (JAL) для полетов между Японией и Западной Европой, с нанесенным логотипом Японских авиалиний (JAL) и салоном на 105 пассажирских мест. foto foto foto foto foto foto foto Первый пассажирский рейс Москва - Токио совершил 17 апреля 1967 года. foto foto foto foto 9 августа 1969 года передан в Московское транспортное управление ГА (МТУ ГА), Домодедовский ОАО, 206 ЛО. При передаче переоборудован в стандартную схему с салоном на 200 пассажирских мест. В 1975 году был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. Списан 20 июля 1976 года по отработке назначенного ресурса. В августе 1977 года установлен в качестве авиапамятника в аэропорту Домодедово, у пассажирского терминала. location foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto В 1979 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Экипаж". foto Разрезан и утилизирован 5 августа 2006 года из-за строительства паркинга в аэропорту Домодедово. fotoalbum video

Московская область, Монино, Музей ВВС. Ту-114 СССР-Л5611 (5611) Эксплуатантом являлся ГК СМ СССР по авиационной технике (с 2 марта 1965 года МАП), завод №156, КБ Туполева. Первый прототип. Произведен в середине 1957 года на заводе №156. Перевезен собранными секциями в Жуковский на ЖЛИиДБ для повторной сборки. foto foto Имел собственное имя «Россия». Был окрашен в оригинальную цветовую схему Аэрофлота. На самолет был нанесен бортовой номер СССР-Л5611. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto video 28 октября 1957 года принят ЛИС для проведения заводских испытаний. 10 ноября начал проходить заводские испытания. 15 ноября 1957 года совершил первый полет (экипаж во главе с ведущим летчиком-испытателем А. П. Якимовым). video 18 ноября 1957 года демонстрировался в а/п Внуково для участников проходившего в Москве международного совещания представителей коммунистических и рабочих партий (борт самолета посетили Хо-Ши-Мин, В. Ульбрихт, П. Тольятти, Ж. Дюкло). 7 декабря 1957 года во время испытательного полета не убралась до конца передняя стойка шасси, экипаж аварийной пневмосистемой, вернул стойку в выпущенное положение и успешно произвел посадку на аэродром в ЛИИ. Практически весь 1958 год на самолете велись наземные доработки. За 1958 год выполнил 51 полет с общим налетом 92 часа. В 1958 году присуждено Гран-При на всемирной выставке в Брюсселе. К маю 1959 году совершил все полеты по программе заводских испытаний. В мае 1959 года совершил демонстрационный полет в Хабаровск из Москвы, протяженностью 14000 км за 18 часов 50 минут (летчик-испытатель ГК НИИ ВВС И. К. Ведерников и летчик ГВФ К. П. Сапелкин). 2-6 июня 1959 года совершил первый зарубежный демонстрационный технический рейс Москва - Тирана - Будапешт - Москва. 2 июня 1959 года прибыл в Албанию в Тирану с А. Н. Туполевым на борту, покрыв расстояние в 2500 км за 3 часа 15 минут. 3 июня 1959 года на борту самолета побывали Н. С. Хрущев, Р. Я. Малиновский, Энвер Ходжа, Мехмет Шеху и другие руководящие деятели республики Албании. 4 июня 1959 года прибыл в Венгрию в Будапешт с советской делегацией во главе с Н. С. Хрущёвым на борту. 5 июня 1959 года демонстрировался для руководителей Венгерской Народной Республики и тысячи трудящихся. foto foto foto foto foto foto foto 6 июня 1959 года вернулся в Москву. 19-23 июня 1959 года демонстрировался на XXIII Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. foto foto foto 24-26 июня 1959 года на самолете заменены двигатели НК-12М на НК-12МВ. 28 июня 1959 года совершил демонстрационный полет в США в Нью-Йорк, с правительственной делегацией во главе с заместителем Председателя СМ СССР Ф. Р, Козловым foto foto , для участия в "Выставке достижений Советской науки, техники и культуры". foto foto foto foto foto foto foto foto 13 июля 1959 года вернулся из США в Москву во Внуково. foto 15 сентября 1959 года использовался Председателем СМ СССР Н. С. Хрущевым для официального визита в США (КВС летчик-испытатель А. П. Якимов, второй пилот М. А. Нюхтиков). foto foto foto video 27 сентября 1957 года вернулся из США в Москву, попав в зону сильнейшей магнитной бури. 29 октября 1959 года с правительственной делегацией совершил перелет по маршруту Москва - Пекин, дальностью 6150 км за 8 часов 4 минуты. 31 октября 1959 года закончил проходить заводские испытания, совершив 119 полетов с общим налетом 247 часов. До середины декабря 1959 года подготавливался для передачи на Государственные испытания в ГК НИИ ВВС, которые были начаты 15 января 1960 года. 16 апреля 1960 года во время испытательного полета возник пожар третьего двигателя, который был ликвидирован автоматической системой пожаротушения. До 20 июня 1960 года проведена замена 4 двигателей НК-12МВ и заменены многие силовые элементы мотогондолы тертьего двигателя. 22 июля 1960 года закончил проходить Государственные испытания, выполнив 45 полетов, продолжительностью 95 часов. Продолжал проходить дополнительные испытательные полеты. 21 июня 1961 года получил серьезное повреждение, после чего следующие 2 года был в ремонте (сломалось крепление подъёмника правой стойки шасси и она повисла, выработав топливо, ГСС И. М. Сухомлин, отправив экипаж в хвост, произвёл посадку на переднюю и левую стойки; в конце пробега, после потери скорости, самолёт коснулся земли правым крылом; повреждения получили правая гондола шасси, винты 3-й и 4-й СУ; осколки винтов пробили правый борт фюзеляжа, в результате чего были повреждены электрожгуты, но пожар не возник). До аварии в ходе дополнительных испытаний совершил 31 полет, с общим налетом 48 часов. Восстановлен весной 1963 года. 20 апреля 1963 года передан заводу №18 в Куйбышев, для доработки до уровня серийных самолетов. С середины 1965 года по конец 1968 года проходил испытательные полеты для отработки различных систем для серийных Ту-114. За время данных исследований совершил 131 полет с налетом 407 часов. Последний испытательный полет (всего было совершено 326) совершил в декабре 1968 года. Находился долгое время в Жуковском на стоянке КБ Туполева. 16 марта 1972 года совершил последний полет в Монино (КВС И. М. Сухомлин). Налет СНЭ 794 часа 46 минут. Передан и выставлен в основной экспозиции музея ВВС в Монино. location foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto Единственный из оставшихся на данный момент Ту-114, имеющий полностью укомплектованный салон. fotoalbum Зимой 2005-2006 года была серьезно повреждена кабина пилотов от рук вандалов. С 21 августа 2010 года открыт для посещения на днях открытых дверей. Реставрационные работы в салоне самолета продолжаются в настоящее время.

Новгород. Ту-114 СССР-76459 (88402) Эксплуатантом являлся ГК СМ СССР по авиационной технике (с 2 марта 1965 года МАП), завод №156, КБ Туполева. Произведен в августе 1958 года. Поступил в сентябре 1959 года. С 1960 по 1964 год участвовал в испытаниях по специальной совместной программе КБ Туполева, ЛИИ, ГВФ и ГК НИИ ВВС, выполнив 209 полетов с общим налетом 241 час. Проводились работы: по определению характеристик прерванного и продолженного взлета; изучение полета и посадки при различных случая отказа двигателей; испытания нового управления передней стойкой шасси и нового автомата торможения; испытывался аварийный турбогенератор АТР-1800 и колеса КТ-85 с дисковыми тормозами; определение оптимальной траектории взлета по критерию минимизации шума в районе аэродрома. Проходил испытания на критических углах атаки, проведенные после катастроф Ту-104. В апреле 1960 года на данном самолете установлено несколько мировых рекордов. 16 августа 1967 года передан в ТУМВЛ, Шереметьевский ОАО, 210 ЛО. Зарегистрирован 27 ноября 1967 года, как СССР-76459. foto foto 15 ноября 1968 года передан в Московское транспортное управление ГА (МТУ ГА), Домодедовский ОАО, 206 ЛО. 5 июля 1976 года передан в МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. Не был списан в Государственном реестре ВС СССР. В 1979-1980 года совершил перелет в Новгород, где был установлен, как авиапамятник, вблизи аэропорта. location foto foto foto foto Использовался, как клуб юных авиаторов. Разрушен в результате пожара весной 1990 года. foto Фюзеляж был сожжен и разломан на две части. Разрезан и утилизирован летом 1990 года.

Тюмень, Рощино. Ту-114 СССР-76486 (63М462) Эксплуатантом являлось Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), Внуковский ОАО, 206 ЛО. Поступил 10 сентября 1963 года. Зарегистрирован 23 сентября 1963 года, как СССР-76486. foto foto foto foto foto foto 19 марта 1964 года был передан в ТУМВЛ, Шереметьевский ОАО, 210 ЛО. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto 27 сентября 1967 года передан в Московское транспортное управление ГА (МТУ ГА), Домодедовский ОАО, 206 ЛО. В 1975 году был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. Списан 28 сентября 1976 года по износу. В сентябре 1976 года совершил последний полет в Тюмень. 10 октября 1976 года установлен у а/п Рощино в г. Тюмень, в парке авиаторов. location Уничтожен и демонтирован в 1986 году.

Ульяновск, Музей истории гражданской авиации. Ту-114 СССР-76490 (64М471) Эксплуатантом являлось ТУМВЛ, Шереметьевский ОАО, 210 ЛО. Поступил 20 мая 1969 года. Зарегистрирован 25 июня 1965 года, как СССР-76490. foto С 1967 года совместно эксплуатировался с авиакомпанией Японские авиалинии (JAL) для полетов между Японией и Западной Европой, с нанесенным логотипом Японских авиалиний (JAL) и салоном на 105 пассажирских мест. foto foto foto foto 15 сентября 1969 года передан в Московское транспортное управление ГА (МТУ ГА), Домодедовский ОАО, 206 ЛО. В 1969-1970 годах переоборудован в стандартную схему с салоном на 200 пассажирских мест. В 1975 году был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. 2 декабря 1976 года совершил последний пассажирский рейс, как Ту-114 по маршруту Москва - Хабаровск. 5 января 1977 года передан ВВС СССР, 37 ВА ВГК(СН), 106 тбад, в/ч 44402. Эксплуатировался 1006 тбап в Узине. foto foto foto foto foto Использования для перевозки личного состава 106 тбап, в том числе её командного состава и командующего дивизией. Осенью 1988 года совершил последний полет в Ульяновск, где был передан в музей истории гражданской авиации в г. Ульяновск. К концу 80х установлен в основной экспозиции музея (до этого находился на территории АТБ Центра ГА СЭВ), где и находится в настоящее время. location foto foto foto foto foto foto fotoalbum В самолете отсутствует пассажирский салон. fotoalbum

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ и другие

РОССИЯ

Вологодская область, Кипелово. Ту-114 СССР-764?? Эксплуатантом являлось Московское транспортное управление ГА (МТУ ГА), Домодедовский ОАО, 206 ЛО. В 1975 году был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. После списания передан ВВС ВМФ СФ, 392 одрап, а/д Кипелово, Вологда-18. Перегнан своим ходом на а/д Кипелово. Использовался, как ЗИП, для поддержания в летной годности Ту-114 СССР-76480. Разобран, из секций фюзеляжа были сделаны подсобные помещения на территории а/д Кипелово в районе 2-й эскадрильи 39-го полка. foto Вероятнее всего, один из следующих самолетов: СССР-76465, СССР-76467, СССР-76475, СССР-76483, СССР-76484 или СССР-76488.

Московская область, Домодедово. Ту-114 СССР-76472 (618433) Эксплуатантом являлось Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ, с 15 сентября 1964 года МТУ ГА), Внуковский ОАО, 206 ЛО. Поступил 6 июня 1961 года. Зарегистрирован 28 июня 1961 года, как СССР-76472. 9 июля 1961 года участвовал в воздушном параде в Тушино. foto foto foto foto foto foto video С ноября 1964 года по 20 февраля 1965 года передан в Московское транспортное управление ГА (МТУ ГА), Домодедовский ОАО, 206 ЛО. foto Произвел первый пассажирский рейс по маршруту Москва (Домодедово) - Анадырь (Угольный). Списан 20 июля 1976 года по отработке назначенного ресурса. Фюзеляж самолета использовался, как подсобное помещение на территории а/д Домодедово. Утилизирован после 1995 года.

Московская область, Домодедово. Ту-114 СССР-76478 (628444) Эксплуатантом являлось Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), Внуковский ОАО, 206 ЛО. Поступил 24 апреля 1962 года. Зарегистрирован 11 мая 1962 года, как СССР-76478. foto В октябре 1962 года переоборудован в модификацию Ту-114Д. 6 марта 1964 года передан в ТУМВЛ, Шереметьевский ОАО, 210 ЛО. 9 июля 1967 года участвовал в воздушном параде в Домодедово. foto 20 июня 1970 года передан в Московское транспортное управление ГА (МТУ ГА), Домодедовский ОАО, 206 ЛО. В 1975 году был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. Списан 31 августа 1976 года по отработке назначенного ресурса. Фюзеляж самолета использовался, как подсобное помещение на территории а/д Домодедово. foto foto foto foto Утилизирован после 1999 года.

УКРАИНА

Кривой Рог, КРАТУ ГА. Ту-114 СССР-76485 (63М461) Эксплуатантом являлось Московское управление транспортной авиации ГВФ (МУТА ГВФ), Внуковский ОАО, 206 ЛО. Поступил 20 августа 1963 года. Зарегистрирован 24 августа 1963 года, как СССР-76485. foto foto 16 апреля 1964 года передан в ТУМВЛ, Шереметьевский ОАО, 210 ЛО. foto 14 марта 1967 года передан в Московское транспортное управление ГА (МТУ ГА), Домодедовский ОАО, 206 ЛО. 26 мая 1967 года передан в ТУМВЛ, Шереметьевский ОАО, 210 ЛО. foto 27 сентября 1967 года передан в Московское транспортное управление ГА (МТУ ГА), Домодедовский ОАО, 206 ЛО. В 1975 году был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. 2 декабря 1976 года совершил последний пассажирский рейс, как Ту-114 по маршруту Хабаровск - Москва. Списан 14 января 1977 года по износу. Весной 1977 года перелетел в Кривой Рог foto , где был установлен, как учебное пособие на учебном аэродроме Криворожского АТУ ГА. location foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto В 1984 году прорабатывался вопрос о транспортировке в Музей истории гражданской авиации в г. Ульяновск. Внутри самолета демонтированы только пассажирские салоны. fotoalbum Внутри самолета в 2000х годах был организован музей авиации.


Источники
1. Справочник "Soviet Transport"
2. Олег Черников - Ту-114 История серий
3. Cайт russianplanes.net реестр Ту-114
4. Ефим И. Гордон, Владимир Г. Ригмант - Флагман
5. Although Paul Duffy and Andrei Kandalov "Tupolev - The Man and his Aircraft"

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES