Ту-114 - дальнемагистральный пассажирский самолёт, с конца пятидесятых годов и до замены его турбореактивным Ил-62 был признанным флагманом ГВФ СССР. Эксплуатировался на линиях большой протяженности. Четырёхмоторный турбовинтовой цельнометаллический моноплан с низко расположенным стреловидным крылом и однокилевым оперением. Турбовинтовые двигатели с двумя соосными четырехлопастными винтами каждый. подробнее чертеж 1
Самолеты Ту-114 с неизвестными заводскими номерами
???? СССР-Л5612 Ту-114 Эксплуатант неизвестен. Заявлен, как второй прототип самолета Ту-114. В различных зарубежных источниках упоминается, что потерпел аварию 18 февраля 1958 года при облете на заводе №18 (КуАЗ) в г. Куйбышев (ныне "Авиакор" в Самаре). В воспоминаниях Л. Л. Кербера данный самолет упоминается как резервный для полета Н. С. Хрущева в США 26 июля 1959 года. Вероятнее всего речь идет о Ту-114 з/н 88401 или 88402, впоследствии перерегистрированных.
???? СССР-764?? Ту-114 Эксплуатантом являлось Московское транспортное управление ГА (МТУ ГА), Домодедовский ОАО, 206 ЛО. В 1979 году участвовал в съемках кинофильма "Экипаж". foto foto По сюжету фильма был взорван, из-за технических проблем данные кадры не попали в фильм.
Неоднократно в различных источниках упоминается о самолетах Ту-114 с регистрационными номерами СССР-Л5700 и СССР-76457. Данные ошибочные суждения можно объяснить следующим. Регистрационный номер СССР-Л5700 постоянно наносился на модели самолета Ту-114 с момента его создания и до первых демонстраций и презентаций широкой публике, на которых модель самолета с данным номером многократно попадала на фотографии. foto foto foto foto foto foto В результате с годами номер на модели превратился в регистрационный номер самолета, подтвержденный фотографиями. На фотографии в газете "Советская Эстония" от 22 мая 1964 года был изображен Ту-114 с регистрационным номером СССР-76457. Также данный регистрационный номер упоминается конструктором Андреем Кандаловым и историком Paul Duffy в их книге "Туполев - человек и его самолеты", как самолет который потерпел катастрофу 2 декабря 1966 года при полете из Шереметьево в Южную Африку, зацепившись концевой частью крыла за высокий снежный сугроб. Упомянутый данный номер можно объяснить ретушью фотографии в газете, которая была популярна в те года в СССР и банальной наигрубейшей ошибкой в книге, при описании катастрофы самолета Ту-114 СССР-76491 (з/н 64М472), когда кроме регистрационного номера была перепутана и дата катастрофы. В действительности самолетов с регистрационными номерами СССР-Л5700 и СССР-76457 никогда не существовало, это подтверждено многочисленными документами об эксплуатации самолетов Ту-114 и воспоминаниями очевидцев.
Источники
1. Справочник "Soviet Transport"
2. Олег Черников - Ту-114 История серий
3. Cайт russianplanes.net реестр Ту-114
4. Ефим И. Гордон, Владимир Г. Ригмант - Флагман
5. Although Paul Duffy and Andrei Kandalov "Tupolev - The Man and his Aircraft"