Суббота, 27.04.2024, 11:12




















 
Ту-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с Конкордом Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. подробнее чертеж 1
 
3 самолета Ту-144 (5 серии) произведенных на заводе № 64, ВАЗ, ВАПО в Воронеже в 1975-1976 годах
 
10051 СССР-77107 Ту-144 Эксплуатантом являлось МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. С данного самолета вводились полностью все изменения по конструкции и системам в связи с катастрофой самолета Ту-144 СССР-77102. Являлся серийным образцом для пассажирских перевозок. На самолет был нанесен бортовой номер СССР-77107. foto foto foto foto foto foto foto foto foto 12 декабря 1975 года совершил первый полет. С декабря 1975 года по 15 мая 1977 года проходил совместные государственные испытания в соответствии с решением МАП - МГА «О порядке внедрения в эксплуатацию на линиях МГА сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с двигателями НК-144». На самолете проводилась комплексная оценка самолета и самолетных схем, определение типа. Был доработан до типовой конструкции лишь в октябре 1976 года, вместо июня 1976 года. В 1977 году были выполнены контрольные испытания, и самолет предъявлялся как комплексный объект для установления характеристик типовой конструкции. На самолете выполнялись типовые полеты с выходом на предельную скорость (до М=2,35), оценивалась устойчивость и управляемость при предельно допустимых центровках, проводилась контрольная оценка взлетно-посадочных характеристик, выполнялись полеты на дальность. В процессе проведения испытаний выполнил 180 полетов (по плану 150) общим налетом 357 часов (по плану 250), из них на сверхзвуке 135 часов. С декабря 1979 года по февраль 1980 года проходил испытания в Домодедово новых типов тормозов, на которых впервые установлены графитовые диски, способных не перегреваться при высоких температурах их нагрева. В 1981 году совершал испытательные полеты в Домодедово. foto foto Летом 1982 года совместно с Ту-144 СССР-77108 совершал испытательные полеты в Домодедово по отработке АБСУ совместно с ГосНИИ ГА. С 1982 года был на хранении в ЛИИ им. Громова. В 1985 году передан Казанскому Авиационному институту (КАИ), как учебное пособие. 29 марта 1985 года совершил последний полет в Казань на заводской аэродром КАПО им. С. П. Горбунова (КВС В. Н. Матвеев). 12 апреля 1985 года подписан акт приема-передачи самолета КАИ. В августе 1985 года был установлен возле 6-го корпуса КАИ на кафедре конструкции и проектирования летательных аппаратов КАИ foto foto foto foto foto foto. 24 октября 1985 года был полностью готов к использованию, как учебный экспонат, после выполения мероприятий по производственному перечню. В настоящее время находится возле 6-го корпуса КАИ. подробнее foto foto foto foto foto foto foto fotoalbum location Предлагалось несколько вариантов установки самолета, как авиапамятника: на въезде в Авиастроительный район; на территории КАИ-града в районе улиц Амирхана и Четаева; у выставочного центра "Казанская ярмарка". подробнее В сентябре 2013 года заявлялось, что самолет будет установлен, как авиапамятник, у второго корпуса КНИТУ-КАИ, по адресу Четаева, д. 18 к 10 ноября 2013 года, к 125-летию Андрея Николаевича Туполева. подробнее
 
10052 СССР-77109 Ту-144 Эксплуатантом являлось МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. Предназначался для пассажирских перевозок. На самолет был нанесен бортовой номер СССР-77109. foto foto foto foto foto foto foto foto 29 апреля 1976 года совершил первый полет. Предъявлен на государственные испытания в мае 1976 года, вместо декабря 1975 года. 14 апреля 1977 года совершил технический рейс в Новосибирск, а/п Толмачево. foto foto foto foto Летом 1977 года совершил технический рейс в Семипалатинск на аэродром Чаган. foto С 24 сентября по 22 октября 1977 года проходил эксплуатационные испытания. Дата выпуска 29 октября 1977 года. Имел ресурс 1000 часов и 500 посадок. Зарегистрирован 31 октября 1977 года, как СССР-77109. 1 ноября 1977 года выполнил первый пассажирский рейс по маршруту Москва - Алма-Ата с опозданием на 30 минут, взлетев в 9 часов 03 минуты и совершив посадку в аэропорту Алма-Ата, перевезя 80 пассажиров. foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto До 30 мая 1978 года выполнял регулярные пассажирские рейсы (№499 по маршруту Москва - Алма-Ата, вылет в 8 часов 30 минут и №500 по маршруту Алма-Ата - Москва, вылет в 14 часов). foto foto foto foto foto foto foto foto До сентября 1978 года находился в законсервированном виде в Домодедово. В начале октября перелетел в Жуковский в ЛИИ им. Громова, где 7 октября 1978 года – 17 марта 1979 года был доработан на производственной базе ЖЛИиДБ. В марте 1979 года был испытан по программе приемо-сдаточных полетов. Возобновление регулярных пассажирских рейсов не последовало. В 1979 году кадры с документальной кинохроникой самолета были включены в кинофильм "Поэма о крыльях". foto foto foto video 21 марта 1980 года решением МАП самолет был передан для проведения ресурсных испытаний планера Ту-144Д на выносливость и живучесть в СибНИА. 14 апреля 1980 года совершил последний полет в Новосибирск на заводской аэродром НАЗа. В апреле-мае 1980 года с самолета демонтированы двигатели, ВСУ, легкосъемное оборудование и агрегаты. В мае 1980 года с самолета была демонтирована система "ЭРОС", в дальнейшем установлена на самолет Ту-144Д з/н 10091 СССР-77115. В мае 1980 года был отбуксирован на территорию СибНИА. До июня 1981 года был разрезан фюзеляж и ПЧК по 56 шпангоуту и верхней части киля, отстыкована хвостовая часть фюзеляжа от 110 шпангоута, демонтированы основные стойки шасси. До октября 1981 года на самолете был доработан фюзеляж (56-62 шпангоуты) и ПЧК для обеспечения испытаний. Далее был установлен в стат.зале СибНИА и передан для испытаний. Проходил в СибНИА прочностные стендовые испытания, в том числе на жаропрочность. По результатам испытаний для самолета должен был определен ресурс в летных часах и в посадках. В ходе испытаний был разрушен. Списан из Государственного реестра ВС СССР 20 марта 1981 года. Списан 2 ноября 1982 года по техническому состоянию и непригодности к дальнейшей эксплуатации. Налет СНЭ 439 часов 29 минут, совершил 244 полета. Ошибочно заявлено, что после списания был отправлен на хранение в Воронеж на ВАЗ (ВАПО).
 
10053 Эксплуатантом являлось МАП, ММЗ «Опыт», КБ Туполева. Планер для статических усталостных испытаний в СибНИА. foto foto foto foto foto foto Во второй половине 70х годов фюзеляж самолета доставлен в Новосибирск на заводской аэродром НАЗ им. В. П. Чкалова на самолете Ан-22 foto , центроплан доставлен на самолете Ту-95В з/н 5800302. Во второй половине 80х годов фюзеляж самолета наблюдался на территории СибНИА.
 
Для проведения исследований в СибНИА в 1974 году было завершено строительство уникального стенда ЦИКЛ-1С для усталостных испытаний СПС Ту-144. В 1974-1976 годах для обеспечения испытаний самолёта Ту-144 были построены, оснащены оборудованием и сданы в эксплуатацию корпуса: № 6п - холодильной станции ФДС-20М производительностью 1 миллион 300 тысяч килокалорий в час, № 10 - ртутно-преобразовательной подстанции РПП-2 мощностью 25 тысяч киловатт, № 15 - станции газового тушения, №№ 41, 44, 45 - системы оборотного водоснабжения производительностью 2,6 тысячи кубических метров в час. Проведено расширение главной понизительной подстанции ГПП-35 до мощности 106 тысяч киловатт.
 

   
 
 
Источники:
1. Справочник "Soviet Transports"
2. В. Близнюк, Л. Васильев, В. Вуль и др. - Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах
3. Владимир Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ", журнал "Авиация и космонавтика", №1 за 2000 год
4. Yefim Gordon - Tupolev Tu-144, Red Star Vol. 24
5. Туполев Ту-144, Специальный выпуск журнала «Крылья Родины»
6. Г. А. Черемухин - Дальше Выше Быстрее
8. Paul Duffy and Andrei Kandalov - Tupolev - The Man and his Aircraft
9. А. Ю. Совенко - Потерянная эпоха Ту-144, журнал "Авиация и Время", №4 за 2002 год
10. А. Пухов - Необыкновенная история Ту-144, журнал «Крылья Родины», №9 за 1997 год
11. Сайт интернет-энциклопедии «Испытателей аэрокосмической техники» 
12. Сайт "Tu-144 SST"
13. Cайт russianplanes.net реестр Ту-144
14. Н. В. Якубович - Первые сверхзвуковые - Ту-144 против "Конкорда"
15. Фильм "Битва за сверхзвук. Правда о Ту-144", студия "Крылья России", 2005 год
 
Все права защищены. Данный материал не может быть воспроизведен полностью или частично в какой-либо форме без письменного разрешения администрации проекта "Сайт Авиационной Истории". При цитировании ссылка обязательна. Лица, нарушающие авторские права будут преследоваться в судебном порядке.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика