Пятница, 22.09.2017, 22:01




















 
Ту-144 - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный КБ Туполева в 1960-е годы. Наряду с Конкордом Ту-144 является первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. подробнее чертеж 1
 
2 самолета Ту-144 (4 серии) произведенных на заводе № 64, ВАЗ, ВАПО в Воронеже в 1975 году
 
10041 СССР-77106 Ту-144 Эксплуатантом являлось МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. Произведен в 1973-1975 годах. foto На самолет был нанесен бортовой номер СССР-77106. foto foto foto Дата выпуска 14 февраля 1975 года. Имел установленный ресурс 500 часов. 4 марта 1975 года совершил первый полет (КВС А. И. Вобликов). Первое время эксплуатировался неокрашенный. Весной 1975 года совершил первый технический рейс в Алма-Ату (КВС Э. В. Елян). foto foto fotoalbum С 7 апреля 1975 года по 15 мая 1977 года проходил совместные государственные испытания в соответствии с решением МАП - МГА «О порядке внедрения в эксплуатацию на линиях МГА сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с двигателями НК-144». На самолете были проведены специальные исследования по оценке совместимости самолета с наземными структурами и системами при выполнении полетов по трассам МГА, испытан комплекс кислородного оборудования и облегченного снаряжения экипажа (ККО-ОС-1), проведены исследования по определению нормированного шума на местности и характеристик звукового удара. На самолете проводилась оценка эффективности работы СКВ, отработки элементов топливной системы. С 26 декабря 1975 года проходил первый этап эксплуатационных испытаний. Выполнял технические рейсы по маршруту Москва - Алма-Ата - Москва раз в неделю с загрузкой самолета почтой и грузами, на борту также находилось до 10 человек обслуживающего персонала (полеты выполнялись регулярно каждую среду с вылетом из Домодедово в 8 часов 30 минут утра и обратным вылетом из Алма-Аты в 14 часов). foto foto foto foto foto 26 декабря 1975 года выполнил первый эксплуатационный рейс по маршруту Москва - Алма-Ата (экипаж: КВС И. К. Ведерников, второй пилот В. Д. Попов, бортинженер А. В. Тарарухин, дублер бортинженера В. Л. Венедиктов, штурман А. В. Трошин; техническое руководство ведущие инженеры: И. С. Майборода и С. П. Авакимов; корреспонденты: В. В. Беляков («Известия»), Б. А. Корзин (ТАСС), В. Р. Михайленко (Всесоюзное радио), Р. Р. Кармен (Центральное телевиденье) и В. В. Зайцев (г. Сведловск)). В 1977 году был запечатлен в одной из сцен кинофильма "Мимино". fotoalbum На данном самолете выполняли испытательные и рейсовые полеты известные летчики-испытатели: И. К. Ведерников, Э. В. Елян, С. Г. Борисов, Б. И. Веремей, Е. А. Горюнов, С. Т. Агапов. Списан 15 декабря 1979 года списан по техническому состоянию и непригодности к дальнейшей эксплуатации. В процессе эксплуатации самолет многократно выходил на сверхзвук, что увеличило расход ресурса планера. 30 ноября 1979 года, решением министра МАП, В. А. Казаковым передан в Музей ВВС в Монино. 29 февраля 1980 года совершил последний полет с выпущенным ПК и шасси в Монино на снежную укатанную ВПП foto foto foto foto , где был установлен в основной экспозиции музея (КВС Г. В. Воронченко). foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto foto location 4 марта 1980 года подписан акт о приемки самолета музеем. Налет СНЭ 582 часа, из них на сверхзвуке 319 час 21 минута, совершил 320 посадок. В 1982 году с самолета были сняты усиленные шасси, еще пригодные для эксплуатации оставшимся в строю Ту-144Д и заменены на шасси менее совершенной конструкции с самолета Ту-144Д СССР-77113 (з/н 10081). В 2005 году разграблен вандалами. В мае 2009 года отреставрирован АНО «Фонд содействия Музею ВВС» бригадой под руководством Д. В. Стерлигова. подробнее С 9 мая 2009 года открыт для посещения по дням открытых дверей. Реставрационные работы продолжаются по сей день.
 
10042 СССР-77108 Ту-144 Эксплуатантом являлось МАП, ЖЛИиДБ, КБ Туполева. На самолет был нанесен бортовой номер СССР-77108. foto foto foto 20 августа 1975 года совершил первый полет. С сентября 1975 года по 15 мая 1977 года проходил совместные государственные испытания в соответствии с решением МАП - МГА «О порядке внедрения в эксплуатацию на линиях МГА сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с двигателями НК-144». На самолете отрабатывался директорный заход на посадку, испытывались АБСУ и автомат тяги. На самолете завершались испытания АБСУ-144, исследованы характеристики систем обеспечения директорного захода на посадку и автомата тяги. По результатам исследований были получены материалы для установления метеоминимумов для взлета и посадки. Предъявлен на государственные испытания в мае 1976 года, вместо декабря 1975 года. В процессе проведения испытаний выполнил 50 полетов (по плану 120) общим налетом 68 часов (по плану 240), из них на сверхзвуке 6 часов. В 1977 году подключился к проведению первого этапа эксплуатационных испытаний, выполняя совместно с Ту-144 СССР-77106 технические рейсы по маршруту Москва - Алма-Ата - Москва раз в неделю с загрузкой самолета почтой и грузами. Летом 1982 года совместно с Ту-144 СССР-77107 совершал испытательные полеты в Домодедово по отработке АБСУ совместно с ГосНИИ ГА. С 1982 года был на хранении в ЛИИ им. Громова. 17 мая 1984 года последовало решение об передачи самолета на радиополигон НИИАО, для отработки антенных систем электромагнитной совместимости и других принципиальных вопросов по бортовому оборудованию. Передан не был. В 1987 году передан в КуАИ (ныне СГАУ), как учебное пособие. 27 августа 1987 года совершил последний полет на заводской аэродром КуАЗа (КВС В. П. Борисов). На заводском аэродроме были сняты блоки распознавания «свой-чужой» и один из двигателей НК-144А в музей СНТК им. Н. Д. Кузнецова. В феврале 1988 года наземным путем был доставлен на учебный аэродром КуАИ (ныне СГАУ) в Смышляевку, где и находится в настоящее время. foto foto foto fotoalbum foto foto foto foto fotoalbum location
 

   
 

Источники:
1. Справочник "Soviet Transports"
2. В. Близнюк, Л. Васильев, В. Вуль и др. - Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах
3. Владимир Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ", журнал "Авиация и космонавтика", №1 за 2000 год
4. Yefim Gordon - Tupolev Tu-144, Red Star Vol. 24
5. Туполев Ту-144, Специальный выпуск журнала «Крылья Родины»
6. Г. А. Черемухин - Дальше Выше Быстрее
8. Paul Duffy and Andrei Kandalov - Tupolev - The Man and his Aircraft
9. А. Ю. Совенко - Потерянная эпоха Ту-144, журнал "Авиация и Время", №4 за 2002 год
10. А. Пухов - Необыкновенная история Ту-144, журнал «Крылья Родины», №9 за 1997 год
11. Сайт интернет-энциклопедии «Испытателей аэрокосмической техники» 
12. Сайт "Tu-144 SST"
13. Cайт russianplanes.net реестр Ту-144
14. Н. В. Якубович - Первые сверхзвуковые - Ту-144 против "Конкорда"
15. Фильм "Битва за сверхзвук. Правда о Ту-144", студия "Крылья России", 2005 год
 
Все права защищены. Данный материал не может быть воспроизведен полностью или частично в какой-либо форме без письменного разрешения администрации проекта "Сайт Авиационной Истории". При цитировании ссылка обязательна. Лица, нарушающие авторские права будут преследоваться в судебном порядке.

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаПАЛИТРА КРЫЛА - огромный архив профилей авиакамуфляжа АвиамузейРетропланЪ: Авиация и воздухоплавание до Второй мировой SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика
TOP 100 AVIATION SITES